По офисам  По итогам  По назначениям  По рейтингам  По фальши  Пресс-релизы  Все новости  Поиск новости
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
20.12.09/00:50
Ребрендинг Сбербанка может нанести удар по имиджу банка
В последнее время достаточно широко обсуждается вопрос о проведении мероприятий по ребрендингу Сбербанка РФ. Как представляется, данный вопрос имеет несколько измерений.

Методологическое (подходы к самому брендингу) измерение.

В то время как товарный знак фиксирует визуальную индивидуализацию товара (услуги) – художественный дизайн, оформление, прочее, брендинг являет собой не только визуализацию отличительных особенностей товара (торговая марка, логотип), но и функциональное наполнение, пространство (в том числе, социальное) товара или услуги. Цели брендинга - повышение осведомленности о товаре (услуге) и демонстрация его наиболее выигрышных потребительских свойств (побудить к покупке).

По мнению ряда экспертов, экономический кризис вызвал необходимость новых подходов в брендинге. Сегодня их отличает:

1. Трансформация в сторону бренда отношений. Это – продуманная политика привлечения целевых групп – стейкхолдеров. Выстраивание микро- и макроотношений – не только с клиентами и партнерами (микроуровень), но и с обществом в целом (макроуровень). В отличие от рекламных кампаний, бренд отношений не требует крупных финансовых затрат.

2. Поворот бренда от источника к потребителю. Иными словами, ныне бренд - это не то, как инициатор рекламирует себя (насколько красочно и масштабно), не "рекламное самолюбование", а то, как оценивают его действия его партнеры и клиенты.

3. Возрастание роли персонала в организации. Более чуткая и "персонифицированная" работа с клиентами.

При этом нельзя забывать об основных принципах любого брендинга. Помимо преемственности (единства образа организации) и оригинальности (отличию от конкурентов, работающих на этом же поле) – креативности - необходимо учитывать вкусы, пристрастия, предпочтения потребителей (уже приводимый поворот бренда от источника к потребителю).

Какие меры предлагает Сбербанк? Они касаются введения следующих новаций:

1. Смены цвета и глубины изображения торговой марки;

2. Введение различных форматов офисного обслуживания – от базового формата (физические лица) до расширенного (физические и юридические лица) и мини-формата (стойки в ТЦ);

3. Изменения дизайна пространства офисов – "космический" стиль;

4. Введение высокотехнологичных IT-разработок (голографические изображения, 3D-формат, пр).

Рассмотрим по порядку. Относительно смены цвета и глубины изображения торговой марки банка при применении 3D-формата с одновременным смещении изображения относительно центра (сдвиг изображения влево) достигается визуальный эффект поворота банка из фронтального боком к потребителю, что в условиях кризиса читается двояко.

Последующие пункты (введение новых форматов офисов, пр.) относятся и к методологическому, и к социальному блоку. Однако, здесь, остановимся на методологической составляющей. Она напрямую касается третьего из приведенных принципов брендинга - необходимости учитывать вкусы, пристрастия, предпочтения потребителей.

И именно с 3-им принципом брендинга, у Сбербанка, также не все гладко.

По данным Пенсионного Фонда РФ, на 01.01.2009 на учете в его системе состояло 38 598 тыс человек – 38,96% взрослого (от 25 лет) населения страны. Можно предположить, что именно эта категория практически полностью является клиентами Сбербанка, в то время как иные категории населения (по уровню доходов и по возрастным показателям) обнаруживают гораздо большую вариативность относительно кредитно-финансовых учреждений. Таким образом, учет интересов данной категории клиентов банка должен, если и не стать краеугольным камнем политики банка, в том числе, и ребрендинговой, то хотя бы не игнорировать. Если же оценить пилотный дизайн площадок Сбербанка – на лицо высокий "космизм" интерьеров. Такое пространственно-дизайнерско-технологичное решение вряд ли придется по душе средне- и, особенно, старшевозрастным клиентам.

Вызывает откровенное недоумение и тезис об ориентации на персонал, как одной из важнейших характеристик брендинга, особенно в свете принципа Сбербанка, декларируемом в перечне его корпоративных ценностей как "командность и результативность". Как с этим корреспондируется вынужденная тактика банка сокращения численности работников по всей стране за 5 лет на 25%? При этом в СМИ обсуждаются бонусы его топ-менеджмента. Тезисы о "командности" на фоне "оптимизации" кадрового состава служащих банка явно противоречат одному из постулатов ребрендинга.

Не менее существенный аспект – период ребрендинга. Затянутый процесс его проведения экономически, возможно, и оправданный (меньшая годовая финансовая нагрузка), с точки зрения методологии самого ребрендинга с позиций эффективности представляется весьма сомнительным.

Социальное измерение.

Как отмечалось, Сбербанк декларирует свои корпоративные ценности. В их ряду фигурирует тезис об "открытости и доброжелательности" банка. Однако, на официальном сайте банка отсутствует информация о проводимой кампании ребрендинга и затратах на нее.

По некоторым данным затраты на ребрендинг Сбербанка составляют порядка 20 млрд рублей. Однако специалисты считают, что приведенные затраты на ребрендинг занижены. Так, директор по маркетингу брендингового агентства F.O.C.S. В.Чижов считает, что затраты на ребрендинг Сбербанка существенно большие, так как, "смена вывески и фасада в среднем стоит 50 тыс долларов" (А.Овян. "Новая Газета", 18 мая 2009 г.). У Сбербанка же по всей стране более 20 тыс отделений. Таким образом, суммарные затраты только на изменение дизайн-решений составят около 1 млрд долларов.

В период кризиса возникают вопросы альтернатив. На что можно было бы потратить средства, выделенные на ребрендинг? Если разделить эти 20 млрд руб на каждого состоящего на учете в Пенсионном фонде РФ, то на них пришлось бы в среднем по 513 рублей. Если учесть крайне низкий прожиточный уровень в ряде субъектов РФ (в Тамбовской области для пенсионеров он по данным Росстата составляет 2 921 рублей), то такая прибавка оказалась бы весьма существенной.

Если же в качестве меры сравнения взять долю наименее обеспеченных граждан РФ с месячным доходом в 2008 г. до 6 000 рублей, а их доля в абсолютных цифрах составляет по данным Росстата 30 520 тыс человек или 21,8% от общего числа граждан РФ. При таком подсчете на каждого малообеспеченного пришлось бы по 656 рублей из ребрендингового бюджета Сбербанка.

Если же это привязать к расходам на культуру в нашей стране, то получится совершенно иная цифра. Так, затраты на культурный досуг - посещение кино, театров и концертов среднестатистическим россиянином в 2006 году составляли 47 (!) рублей, а на каждого гражданина РФ от ребрендинга пришлось бы по 141 руб.

Иными словами, создается впечатление, что специалисты по рекламе и маркетингу допускают ряд методологических ошибок.

1. Сомнительное изменение торговой марки банка – расположение знака боком к зрителю (клиенту).

2. Ставка на малочисленные группы потребителей банка, недоучет ориентированности на массовой сегмент клиентов старшего возраста.

3. Затянутость и методологические противоречия кампании ребрендинга в период кризиса.

4. Кризис – не совсем подходящее время для проведения столь дорогостоящей кампании, особенно, на фоне кадровой "оптимизации" персонала банка, общего снижения уровня жизни населения страны и солидных бонусных выплат топ-менеджменту – таким образом, налицо пренебрежение социальным аспектом кампании.

5. Если и проводить подобные работы в кризис (в частности, "повернуть банк лицом к людям" ликвидировав стеклянные перегородки), то сделать это надо было до или в самом начале кризиса и провести это в максимально быстрые сроки! Таким образом, авторы ребрендинга продемонстрировали непонимание социальных последствий такой кампании в период кризиса, что, в свою очередь, может нанести удар по имиджу крупнейшего банка страны.

Источник:  А.Кобяков, к.с.н., аналитик агентства Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group)

Перейти на страницу:
Сбербанк (Архангельск) 
Сбербанк (Вологда) 
Сбербанк (Калининград) 
Сбербанк (Карелия) 
Сбербанк (Мурманск) 
Сбербанк (Новгород) 
Сбербанк (Псков) 
Сбербанк (Санкт-Петербург) 
Сбербанк (Сыктывкар) 
Сбербанк (Ярославль) 
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика