|
1.06.09/01:17 Бюджетное послание – денег больше нет
Со слов о необходимости ориентироваться на консервативные прогнозы и проводить разумную политику сдерживания роста государственных расходов начинается все бюджетное послание президента РФ. Дмитрий Медведев признает, что "в нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности".
Потребность наиболее эффективным образом и как можно более оправданно использовать бюджетные средства фигурирует и в основных задачах бюджетной политики, и в обращении к распорядителям бюджетных средств, и в отношении региональных бюджетов. Расходы должны быть оправданными, и поддержку лучше оказывать адресно, а еще лучше совсем не оказывать – бизнес и регионы должны больше полагаться на свои силы. "Кризис не должен становиться поводом для иждивенческих настроений в экономике и социальной сфере", - гласит текст бюджетного послания.
Подобные вышеприведенным призывы фигурируют в бюджетном послании практически во всех пунктах, где их упоминание могло бы быть уместно. Пожалуй, именно признание недостаточности ресурсов, находящихся в руках властей, акцент на оптимальности использования ограниченного количества денежных средств и их максимальная экономия при использовании впервые так ярко и обширно представлены в бюджетном послании. Именно это отличает нынешнее, по-настоящему кризисное послание властей от предыдущего, даже хотя бы того, которое звучало весной 2008 года.
Новые фразы в полной мере отражают ту трансформацию, которая, похоже, произошла за этот период – и бизнес, и власти, в полной мере ощутив воздействие кризиса, пересмотрели свою политику и подходы. Частный сектор довольно быстро, еще осенью, признал свою беспомощность перед лицом происходящего, что вылилось в стремительный отток капитала, спад промышленности и в сворачивание инвестиционных программ, схлопывание денежного рынка и рынков торгуемых активов. Очереди ожидающих госпомощи выстроились в кабинеты чиновников.
Власти в первое время заняли позицию жесткого противодействия негативным тенденциям, начав разработку масштабной антикризисной программы и объявив огромное количество разнообразных мер поддержки отдельных секторов и компаний. Однако до реализации многие меры не дошли – объявив их, власти взяли паузу, будто рассчитывая, что одно только озвучивание поддержки должно оживить экономику. Чуда не произошло, а судя по тону нового бюджетного послания, урезания госрасходов стоит ждать не только в 2010 году. Не все из уже озвученных и принятых мер могут дойти до получателей – исполнительные власти страны явно сомневаются в действенности собственных решений.
На то, что власти могут оказаться не готовы любой ценой выполнять расходную часть бюджета, указывает и желание сберечь накопленные резервы. Президент четко формулирует свою мысль: "Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему". А ведь именно эти фонды являются основным источником финансирования антикризисных мер. Ради сохранения фондов власти готовы рассмотреть возможность увеличения долговых заимствований и даже что-то приватизировать.
Отчетливо понимая, что снижающаяся готовность федерального центра финансировать не только бизнес, но и регионы может привести к осложнениям особенно для последних, ведь их доходная база крайне скромна, президент предлагает некоторую децентрализацию власти, делегирование большей ответственности, а также передачу части финансовых полномочий не только регионам, но и иным получателям бюджетных средств – для достижения большей эффективности в нынешних условиях требуется более оперативное и адекватное реагирование, что предполагает большую инициативность и, следовательно, самостоятельность на более низких уровнях власти.
Среди остальных важных позиций послания, на наш взгляд, довольно четко читается то, что в ближайшее время серьезных налоговых изменений, кроме пересмотра ЕСН, не планируется – стоит ожидать лишь небольших корректировок. Хотя власти попробуют изыскать способ компенсации бизнесу потерь от роста страховых взносов (которые заменят ЕСН с 2010 года). Правда, мы не уверены, что такие способы найдутся.
Пожалуй, стоит несколько слов сказать о наследии. От прежних посланий в новом остались многочисленные фразы про модернизацию экономики, производственную эффективность, стратегические цели и задачи, в общем, все то, что составляло основную заботу властей еще менее года тому назад. Однако, несмотря на их частое упоминание в тексте, мы сомневаемся в том, что на это хватит денег, поскольку не реже в тексте упоминаются и социальные обязательства, о которых постоянно говорится то, что они должны быть выполнены в полном объеме. Ведь "реформа" ЕСН затеивалась как раз ради того, чтобы залатать "дыру" в бюджете Пенсионного Фонда хотя бы на время. Безусловно, социальный акцент, как и модернизация экономики, - наследие прежних посланий, однако в отношении него в выполнение обязательств властей верится гораздо больше, а остальное все будет определяться, скорее всего, по остаточному принципу, поскольку ресурсы ограничены.
В целом послание заметно отличается от предшествующих аналогичных документов. Его основной посыл мы видим в признании ограниченности ресурсов и переходе на оптимизацию, что вполне отвечает текущим реалиям. Кроме того, такие формулировки выступления, на наш взгляд, означают, что Россия готова отложить свои амбиции в сторону и не будет больше пытаться переплюнуть по объемам поддержки всех и вся, а постарается действовать сообразно своим возможностям, точнее, сообразно тому, как эти возможности представляются властям страны. Источник: Евгений Надоршин, Национальный банк "Траст"
|
|