В последнее время инвестиции в драгоценные металлы становятся все популярнее. Особой популярностью пользуются обезличенные металлические счета (ОМС). В Сбербанке спрос на обезличенные металлы в 17 раз превышает спрос на драгметаллы в физической форме. Объясняется такая разница просто: при покупке драгоценных металлов с помощью ОМС не нужно платить НДС (18%), в отличие от покупки драгоценных металлов в слитках. В случае с ОМС отпадают также проблемы с хранением, сертификацией и транспортировкой слитков. Но есть у ОМС и недостатки, которые могут перечеркнуть все эти достоинства.
Обезличенные металлические счета не попадают под систему страхования вкладов. То есть в случае банкротства банка, владелец ОМС встает в общую очередь кредиторов банка и ждет окончания продажи его активов. Эта процедура может растянуться на годы, а сумма, полученная от продажи активов банкрота, может оказаться меньше суммарных требований кредиторов. Еще год назад на эту особенность ОМС можно было не обращать внимания – российская банковская система была вполне устойчива. Сегодня нельзя быть уверенным ни в одном из банков. Даже в ВТБ и Сбербанке, которые уже обратились к государству за дополнительными деньгами. Причина этого заключается в росте просроченной задолженности по кредитам (смотри статью
"Нарастающий кризис плохих долгов радикально уменьшит количество банков в России"). Государство вряд ли откажется от поддержки ВТБ и Сбербанка, чего нельзя с уверенностью сказать об остальных банках. У их акционеров может просто не хватить денег на поддержку.
Следующий минус в том, что банки самостоятельно устанавливают котировки покупки и продажи драгоценных металлов. Обычно разница между ценой покупки и продажи (так называемый спрэд) золота составляет 3-5%. Но это обычно. В случае каких-либо катаклизмов или внезапного роста спроса на золото спрэд может увеличиться до любых размеров. Например, мировая цена золота составляет 1000 долларов за унцию, а банк открывает обезличенный металлический счет по цене в 1100 долларов за унцию, а закрывает по цене 550 долларов за унцию.
Но это еще не все проблемы, поджидающие человека, решившего инвестировать в золото путем открытия ОМС. Почему то считается, что человек, открывший ОМС, может считать себя обладателем золота. Это глубочайшее заблуждение. Обезличенный металлический счет не предусматривает поставку золота. Да, клиент в большинстве случаев может попросить банк вместо денег отдать слиток. Но в этом случае придется заплатить НДС и комиссию банка по переводу обезличенного металла в физический металл. Размер комиссии банк устанавливает самостоятельно, она никем и никак не регламентируется. То есть в случае каких-либо катаклизмов или внезапного роста спроса на золото банк, например, может установить комиссию по переводу обезличенного металла в физический металл в размере 50% от стоимости слитка. Например, мировая цена золота составляет 1000 долларов за унцию, а банк может выдать физический металл, если клиент доплатит 180 долларов в виде НДС и 500 долларов в виде комиссии.
Скажете, что все это невозможно? Сколько в России в 2008 году добыто золота? Согласно официальным данным союза золотопромышленников России, в 2008 году добыча золота в стране составила 184,5 тонн. По данным аналитиков "Банка Москвы", запасы золота Банка России на 1 января 2009 года составляли 16,7 млн чистых тройских унций (520 тонн). А сколько в 2008 году было открыто ОМС? В одном только Сбербанке общее количество ОМС на начало 2009 года достигло 300 тысяч, остатки на них составили более 53,0 т (в золотом эквиваленте) или более 30 млрд. рублей. То есть реального золота на всех обладателей бумажного золота в виде ОМС может и не хватить.
Скажете, что никаких катаклизмов не будет? По данным независимого аналитика Стапана Демуры, в конце 2008 года впервые сложилась ситуация, когда в течение нескольких дней цена золота по поставочному фьючерсу была немного ниже цены наличного золота. Обычно такая разница в ценах держится всего несколько минут. Это означает, что владельцы физического золота не захотели его продавать и тем самым заработать на классической арбитражной операции.
В последние годы количество различного бумажного золота (в виде фьючерсов, опционов и прочих деривативов) значительно превысило количество физического золота. Рано или поздно из-за углубления мирового экономического кризиса владельцы физического металла не захотят его отдавать по так называемым поставочным фьючерсам. Это приведет к коллапсу соответствующих бирж. Следом остановятся рынки всех типов бумажных контрактов на драгоценные металлы. Владельцы таких бумажных контрактов тут же захотят превратить их в реальный металл. Вот тогда схлопнутся и российские обезличенные металлические счета, и приведенные выше гипотетические примеры станут реальностью.
PS: Пресс-службы основных игроков на рынке драгоценных металлов (Сбербанка, "Банка Москвы", "Номос-Банка") никак не прокомментировали ситуацию.