На дворе сейчас ноябрь 1997 года. Да-да, я не опечатался. Посудите сами. Внешне, в экономике России все хорошо - ВВП растет, курс рубля стабилен, доходы населения растут, безработица низкая, федеральный бюджет исполняется с профицитом. И только где-то там, в далеких странах, бушует какой-то финансовый кризис. Единственное проявление этого кризиса – падение цен акций всех российских предприятий, что на фоне всеобщей идиллии кажется странной несуразностью. Осенью 1997 года мы это уже проходили.
Наверное, именно из-за этой кажущейся идиллии многие аналитики каждый день в течение уже нескольких месяцев твердят про беспрецедентную дешевизну акций. И это мы тоже уже проходили той осенью. Слава богу, аналитики уже не призывают немедленно начинать их покупать. Почему же акции, несмотря на кажущуюся дешевизну, продолжают падать в цене? Дело в том, что аналитики, говоря о дешевизне акций, исходят из прошлых достижений российских компаний. Аналитики говорят о больших прибылях за прошлые года, о накопленных богатствах на расчетных и прочих счетах, о наполеоновских планах развития компаний. Все это действительно было. Все это правда. Но, к сожалению, все это в глубоком прошлом. Между этим безмятежным прошлым и непонятным будущим лежит пропасть, преодолеть которую большинство аналитиков пока не в силах.
Совсем другое видение ситуации у инвесторов, управляющих деньгами. Ведь, покупая акции, вы, на самом деле, покупаете долю в будущих прибылях той или иной компании. Так вот, инвесторы видят будущее всех российских компаний в крайне мрачных тонах. Попробуем разобраться, почему.
Чтобы было проще понять, представим себе все страны мира альпинистами, взбирающимися на гору. Все альпинисты (то есть страны) связаны друг с другом множеством экономических связей, что поддерживает их в трудном восхождении к процветанию. Так вот в 1997-1998 годах силы на этом восхождении кончились у нескольких маленьких стран в Юго-Восточной Азии, название которых и тогда, и сейчас далеко не всем скажет хоть что-то. В 2007-2008 годах силы покинули самую большую страну мира – США. Экономика США составляет четвертую часть от всей мировой экономики. И вот этот большой и толстый американец тянет сейчас всех в экономическую пропасть.
Россию не спасут накопленные богатства. По расчетам Банковского портала
FinNews.ru, если цена на нефть будет находиться в диапазоне 60-80 долларов за баррель, платежный баланс страны станет отрицательным. Нефть уже сейчас находится в этом диапазоне. По расчетам некоторых аналитиков, с учетом существующего оттока капитала и полного отсутствия возможности рефинансировать внешние долги российских предприятий, уже к 1 апреля 2009 года золотовалютные резервы Центрального Банка РФ уменьшаться на 150-200 млрд долларов или почти в 2 раза. В такой ситуации девальвация рубля практически неизбежна. Кстати, австралийская валюта совсем недавно уже подешевела по отношению к остальным валютам на 20%. Экономика Австралии похожа на российскую своей сырьевой зависимостью.
Кредитный кризис, начавшийся в 2007 году в США, постепенно превращается в мировой экономический кризис. Проблемы в отдельных отраслях приводят к спаду производства и росту безработицы в этих отраслях. Население превентивно уменьшает спрос на товары и услуги, что приводит к спаду производства и росту безработицы во всех остальных отраслях. Постепенно сжатие спроса охватывает все страны. Снижение спроса приводит к снижению цен и, соответственно, к снижению будущих прибылей компаний. Инвесторы всегда оценивают именно будущие прибыли. Поэтому за меньшие прибыли в будущем они готовы платить гораздо меньшие деньги сейчас.
Кто-то скажет: "Хорошо, а почему тогда компании стоят меньше, чем количество денег на их счетах?". В том то и дело, что эти деньги у компании есть сегодня, при текущих ценах на ее продукцию и текущих затратах на ее производство. А что будет с деньгами послезавтра, когда цены на продукцию снизятся в несколько раз, а затраты останутся прежними? На сколько лет или даже месяцев хватит сегодняшних запасов?
Десять лет назад в течение одного года российский фондовый рынок упал почти в 15 раз по индексу РТС – с 571,66 (6 октября 1997 года) до 38,53 (5 октября 1998 года). В 2008 году индекс РТС упал со своих максимумов еще только в 3 раза – с 2487,92 (19 мая) до 844,75 (9 октября). Индекс еще не добрался даже до своих максимумов 1997 года, поэтому падать ему есть куда. Отличие от прошлого кризиса – бОльшая скорость падения и почти полное отсутствие остановок и коррекций (
график индекса РТС). Судя по поведению инвесторов, они абсолютно уверены в том, что разворачивающийся кризис сравним с "Великой депрессией" конца 20-х годов прошлого столетия.
Если это так, то попытки российского правительства спасти фондовый рынок путем покупки акций из средств Стабфонда, Пенсионного фонда и фонда будущих поколений по меньшей мере глупы. А на самом деле просто безумны, ибо с тем же успехом можно просто разбрасывать деньги на улицах городов. Несколько дней фондовый рынок будет "переваривать" деньги будущих поколений, а потом снова продолжит свое падение. Почему чиновники так уверены в том, что именно сейчас рынок "нащупал дно" и уже завтра акции начнут расти такими же быстрыми темпами, какими раньше падали? Если рынок нащупал дно, то почему российские биржи закрыты, и никто не может купить акций? Если же это еще не дно, то зачем покупать акции сейчас, если завтра их можно купить в 2 раза дешевле? И вообще, зачем государству играть в рискованные игры с акциями? Разве в этом заключается задача государства?
Государство не имеет право тратить деньги налогоплательщиков на поддержку биржевых спекулянтов, потерявших чувство меры в погоне за легкими деньгами. Фондовый рынок должен сам себя очистить. Нельзя мешать ему падать. Нельзя останавливать торги. Рынок сам должен найти равновесное положение. Где будет в итоге найдено равновесие – на уровне 571,66 или 38,55 по индексу РТС – не столь важно. Чем больше рынку мешать находить это равновесное положение, пытаясь вновь его искусственно надуть государственными деньгами, тем хуже в итоге будет всем.
PS: Недавно на фондовом рынке появилась классная шутка: "Рынок нащупал дно и начал закапываться". В этой шутке отражена вся горечь "быков", понимающих, что их время теперь придет очень не скоро.