О проблемах в потребительском кредитовании и возможных путях их решения Банковский портал
FinNews.ru беседует с главой российского представительства подразделения Experian по аналитической поддержке кредитных решений Decision Analytics Даниэлем Зеленским.
На Ваш взгляд, на какой стадии развития находится рынок потребительского кредитования в России?
Жизнь в кредит становится все более популярной среди миллионов россиян. Бум на рынке потребкредитования начался в 2003 году, а к 2007 году банки уже выдали кредитов на 7,8% от ВВП страны. С января 2006 года по июнь 2007 года рынок потребительского кредитования вырос на 75%. Эксперты полагают, что дальнейший рост данного сектора будет превышать 40%. Сценарий быстрого развития рынка привлекателен не только для российских, но и для глобальных игроков, которые все больше внимания уделяют розничным операциям.
Каковы основные проблемы на российском рынке потребительского кредитования?
Во всем мире признано, что управление розничными рисками является неотъемлемой частью бизнеса розничного банка и напрямую влияет на такие ключевые показатели, как прибыль, лояльность клиентов, конкурентоспособность и т.д.
Прибыль зависит от уровня "плохих" долгов, процента выдачи/отказов, операционных издержек на всех этапах работы: от выдачи кредита до его обслуживания и сбора задолженности. Лояльность клиентов и конкурентоспособность зависят от того, насколько быстро кредитное учреждение может обслуживать клиентов, сохраняя индивидуальный подход.
На мой взгляд, основная проблема заключается в практическом отсутствии индустрии управления рисками. Она находится на стадии зарождения, но, тем не менее, развивается весьма динамично. Я был свидетелем того, как некоторые банки создавали соответствующие департаменты, внедряя последние технологии и используя имеющийся опыт, буквально за пару лет. При этом мне также известны банки, в которых подобной практики не существует и по сей день.
Отличается ли российский путь развития от западного?
В то время как в западных странах механизмы управления рисками являются неотъемлемой частью бизнеса банка, в России даже в крупных учреждениях такая практика может отсутствовать. Малые банки либо проводят очень общую оценку потенциальных заемщиков, либо не проводят ее вовсе.
Появление кредитных бюро и западных стратегий и инструментов управления рисками способствует выправлению этой ситуации. Тем не менее, существуют серьезные преграды на пути к ответственному кредитованию.
Самая большая проблема заключается в том, что российские банки весьма неохотно делятся информацией о "плохих" кредитах, что является фундаментальным условием эффективной работы кредитного бюро. Отсутствие информационного обмена не позволяет кредитным бюро быстро накапливать данные, а наличие нескольких крупных бюро, в каждом из которых существуют собственные форматы хранения данных, усложняет их использование кредитными учреждениями.
Каким образом такие компании, как Experian, могут помочь российским банкам, и что конкретно вы предлагаете?
В условиях бурного развития рынка банкам необходимо применять адекватные механизмы принятия решений. Подразделение Decision Analytics компании Experian – ведущий поставщик решений и консалтинговых услуг в области управления рисками и предотвращения мошенничества. Продукты и услуги Experian помогают учреждениям управлять рисками и оптимизировать их, предотвращать, обнаруживать и снижать уровень кредитного мошенничества, приводить операции в соответствие требованиям регуляторов, а также повышать операционную эффективность на всех стадиях работы с клиентами.
В планы Experin входит запуск национальной системы для предотвращения мошенничества на базе решения Hunter компании, которая будет выступать в качестве бюро данных о фактах кредитного мошенничества. Система позволит ее участникам (кредитным учреждениям) получать доступ к этим данным.