Мы беседуем с генеральным директором Санкт–Петербургского филиала "Банка Сосьете Женераль Восток" (BSGV)
Еленой Ивановной Шевелевой.
Что такое факторинг?
Факторинг – услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженностью, сбор дебиторской задолженности и покрытие риска. Уступка дебиторской задолженности только при наличии хотя бы двух из вышеуказанных элементов классифицируется как факторинг.
Кто является основными клиентами по данному виду продукта?
В большинстве случаев, клиентами по факторингу являются торговые компании, относящиеся к сектору малого и среднего бизнеса, т.е. компании, чаще всего не обладающие большой залоговой базой и, соответственно, не имеющие возможности получить значительные кредитные ресурсы от Банков для финансирования растущего бизнеса, но обладающие таким интересным для Факторов активом, как дебиторская задолженность, особенно, если это задолженность относится к дебиторам – крупным сетям или большим производственным компаниям. Продавая такую задолженность Фактору, компании получают необходимый объем факторингового финансирования, носящего беззалоговый характер.
Назовите 5 причин, по которым, на ваш взгляд, нужно воспользоваться факторингом?
- получение финансирования без залога
- объемы финансирования чаще всего отражают не финансовое состояние и уровень платежеспособности самой компании-клиента, а его дебиторов – чаще всего крупных сетей и производственных компаний, т.е. в подавляющем большинстве случае Фактор финансирует всю дебиторскую задолженность клиента – «продал больше товара, получил больше финансирования от Фактора» - идеальные условия для увеличения объемов продаж для клиента.
- клиент по факторингу защищает себя от рисков ликвидности (т.е. риска просрочки со стороны дебитора), т.к. Фактор обычно дает льготный период после окончания периода отсрочки платежа, а при безрегрессной схеме факторинга также и от кредитных рисков (т.е. риск неплатежа со стороны дебитора).
- клиент по факторингу помимо обычного финансирования получает такую услугу как управление дебиторской задолженностью.
- продавая свою дебиторскую задолженность, клиент улучшает структуру баланса и балансовые показатели своей компании.
Есть ли налоговые льготы при использовании этой услуги? Как происходит налогообложение?
Налоговых льгот при факторинге не предусмотрено. Кроме того, все факторинговые услуги по российскому законодательству облагаются НДС. Однако данный НДС, уплаченный в вознаграждении Фактору, Клиент без проблем может принимать к вычету.
Какие виды факторинга существуют и в каких ситуациях нужно воспользоваться той или иной схемой?
Существуют 2 классические схемы факторинга, вокруг которых строятся все существующие виды факторинга: факторинг с правом регресса и факторинг без права регресса. Под регрессом понимается поручительство клиента перед Фактором за исполнение дебитором своих обязанностей по оплате товара. Т.е. при факторинге с правом регресса клиент обычно уверен в платежеспособности дебитора и перекладывает на Фактора только риски ликвидности (риски просрочки платежа со стороны дебитора), льготный период (период от момента окончания отсрочки платежа до момента выставления регресса клиенту) чаще всего составляет у Факторов порядка 30-45 дней. Т.е., проще говоря, в случае неплатежа дебитора клиент обязуется вернуть Фактору предоставленное финансирование.
Вторая схема факторинга, более дорогостоящая безрегрессная схема, чаще всего бывает интересна клиентам, не уверенным в платежеспособности своих дебиторов и желающим переложить эти риски на Фактора, ну и, конечно же, готовым за это платить. При такой схеме факторинга от клиента требуется только поставить товар дебитору и получить от него отметку о его приемке, заплатит или не заплатит дебитор – это уже проблемы Фактора.
Какие документы нужно предоставить клиенту для того, что бы воспользоваться этой услугой?
От клиента требуется предоставить все его уставные и юридические документы, бухгалтерскую отчетность за несколько прошлых отчетных периодов, заполнить Анкету на свою компанию и по Анкете на каждого дебитора, которых клиент хочет передать на факторинг, а также предоставить копии договоров поставки с данными дебиторами.
Какие действия совершить?
В случае одобрения сделки клиент заключает с Фактором Договор факторинга (Договор финансирования под уступку денежных требований), после чего уведомляет письмом своих дебиторов, чтобы те оплачивали поставки не на расчетный счет клиента, а напрямую Фактору – на специальный факторинговый счет. После получения Фактором такого письма, заверенного дебитором, Фактор осуществляет финансирование клиента против предоставления ему клиентом товароотгрузочной документации (счета-фактуры и накладные) по поставкам данному дебитору.
Каким образом и за счет чего происходит снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью?
Существует 2 основных вида рисков, связанных дебиторской задолженность, - это риск ликвидности (риск просрочки платежа со стороны дебитора), а также кредитный риск (риск неплатежа со стороны дебитора). При регрессной схеме факторинга клиент перекладывает на Фактора только риск ликвидности. И уже сам Фактор в случае просрочки пытается выяснить причины просрочки платежа и пытается получить данные средства от дебитора. В случае, если в течение 30-45 дней данные действия не привели к успеху, Фактор имеет право попросить клиента вернуть финансирование. При без регрессной схеме оба данных вида рисков перекладываются полностью на Фактора, и Фактору приходится ими управлять самому. Кредитными рисками Фактор обычно управляет методом детальной оценки финансового состояния дебитора, т.е. дебитору с плохим финансовым состоянием Фактор попросту может отказать, а помимо того Фактор может перестраховать данные кредитные риски у какого-либо страховщика), которые страховые компании предоставляют такие виды услуг), но, конечно, премию страховщика он заложит в стоимость факторинга для клиента.
Объёмы факторинговых сделок в Вашем филиале?
За 2007 год объем уступленной дебиторской задолженности по филиалу составил порядка 205 000 000 рублей.
Прогноз развития рынка факторинга в России?
Рынок факторинга в России, на данный момент, является одним из наиболее быстро растущих. Темпы роста, за последние несколько лет, составили порядка 100% в год. Есть все основания полагать, что в 2008 году данный тренд сохранится. Однако, прирост, скорее всего, будет происходить в большей степени за счет регионов, в Москве и Санкт - Петербурге рынок уже близок к насыщению. Это во многом отражается и на ориентированности многих Факторов исключительно на регионы, где больше перспектив для развития, и можно получить более высокую маржу.