|
24.12.07/21:29 Эффективное взаимодействие банков, страховщиков и автодилеров позволит рынку автокредитования развиваться активнее, а автомобили станут доступнее потребителю
Необходимо выработать эффективное взаимодействие между банками и страховыми компаниями по вопросам, связанным с автокредитованием. Только тогда рынок заработает в полную силу, а его участники получат максимальную прибыль от своей деятельности. К такому выводу пришли участники всероссийской конференции "Авто: страхование и кредит. 2007", организованной агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion.
В России, по разным оценкам, от 30 до 50% автомобилей приобретается в кредит. По предварительным прогнозам аналитического агентства "Автостат", в 2007 году в России продано 2,782 млн. автомашин на общую сумму в 53,4 млрд долларов. Из них куплено в кредит автомашин на общую сумму около 14-25 млрд долларов. Каждый кредитный автомобиль по требованию банка получает автомобильную страховку КАСКО и по требованию государства - ОСАГО. А это около 0,9-1,4 млрд долларов страховых сборов. Но дальнейшему развитию рынка препятствует круг проблем. Так, при покупке авто в кредит потребитель может столкнуться со многими подводными камнями, а зачастую и обычными "разводками". Такая ситуация влечет за собой неприятные последствия - страховое мошенничество, а также невозврат кредитов. По словам председателя петербургского и ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрия Трояна, "кредитные учреждения должны быть лояльнее и работать со страховщиками в тесном взаимодействии и продумать, как сблизить свои интересы и интересы потребителей".
Одно из возможных направлений эффективного сотрудничества банков и страховщиков – создание коллективных баз данных, как, например, бюро кредитных историй. Такие базы позволят отсекать недобросовестных клиентов. Ведь в положительном развитии автокредитования заинтересованы не одни только банки, но и страховые компании, задача которых минимизировать риски с помощью страховой защиты. Ассоциация банков Северо-Запада уже сделала первые шаги для обеспечения защиты от непорядочных клиентов. "Мы сумели договориться с органами ГИБДД о постановке автомобилей, взятых в кредит, на особый учет в банках, органах ГИБДД. Тогда клиент не сможет без участия банков снять с учета машину и продать ее, пока не будет выплачен кредит", - сообщил вице-президент ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов.
"Без единой информационной базы ни банкам в выдаче кредитов, ни страховым компаниям не избежать лишней убыточности, - уверен директор филиала ООО "Первая страховая компания" в Санкт-Петербурге Валентин Смышляев. - Потому что и там и там клиент с хорошей историей будет стремиться собрать все возможные справки, чтобы получить скидку, а "проштрафившийся" - просто менять банк или страховую компанию. Здесь без изменений в законодательстве не обойтись. Передача информации о клиенте и его страховых случаях должна быть обязательной".
Кроме отсутствия единой клиентской базы, существует и ряд других проблем, тормозящих развитие автомобильного сектора. К примеру, полис, который предлагается при кредитовании, на 2-3 процентных пункта дороже того же самого полиса в свободной продаже. Существует серьезная убыточность в автостраховании по сравнению с европейскими показателями, которая в некоторых регионах России достигает сегодня 100%. Одним из серьезных недостатков рынка является и сомнительная аккредитация банками только тех страховщиков, с которыми они хотят работать. Зачастую критерии такого отбора не всегда понятны участникам рынка. По словам генерального директора Независимого страхового партнерства Константина Гончарова, часто получается так, что клиент при получении кредита и необходимости покупки страховки не находит в списке ту компанию, которую он выбрал сам. Но другого выбора при страховании у него нет, кроме как сменить банк.
В погоне за клиентом автодилеры станут продавать не только автомобили в кредит, но и оформлять полисы КАСКО. Продажа и страхование автомобилей, приобретаемых в кредит, выгодна как банкам, так и страховщикам. Обычно и те и другие работают через финансово-кредитных агентов и брокеров. Без взаимосвязи составляющих треугольника "автодилер – банк – страховая компания" рынок не заработает в полную силу, считают эксперты.
За долгие годы автомобильный рынок был избалован высокими комиссионными вознаграждениями. Сторонние брокеры, продававшие полисы КАСКО населению, получали за это довольно высокие комиссионные (по данным Shadursky Promotion - 20-35%). Изучив рынок, крупные автодилеры стали понимать, что они недополучали прибыль. Часть крупных автосалонов пошла революционным путем; они занялись созданием собственных кредитных и страховых отделов. По мнению директора дирекции автострахования ВСК Артема Черных, подобная тенденция сохранится, поскольку конкуренция ужесточится и каждая компания будет бороться за каждого клиента (удобно купить автомобиль в кредит и страховку в одном месте).
Некоторые автодилеры шагнули дальше и предпочли только кредитным отделам на базе салонов создавать брокерские организации. Как рассказал генеральный директор Независимого кредитного партнерства "АВТО" Евгений Шабанов, такой брокер работает сразу с несколькими банками (создается пул из 5-7 учреждений), осуществляется более детальный подход к заемщику, оперативное внимание к банкам, их программам, возможным изменениям, предлагаются сопутствующие услуги (кредиты).
Тем не менее, не все участники страхового рынка считают страхование кредитных автомобилей выгодным бизнесом. Некоторые эксперты поделились мнением, что КАСКО таких машин, - это инвестиции в будущее развитие компании. Ведь в свое время абсолютно все страховщики, хотели они того или нет, были вынуждены заключить договоры с автодилерами: "Не идти на рынок – значит просто потерять клиентов, а без увеличения клиентского портфеля невозможно достойно конкурировать" - уверен директор управления автострахования ООО "Росгосстрах-Северо-Запад" Дмитрий Синишев.
Банкам также сегодня сложно работать в системе автокредитования. Работая в среднем по одинаковым тарифам, они вынуждены конкурировать только на условиях достойного сервиса и качества предоставляемых услуг. И.о. заместителя директора департамента продвижения программ автокредитования "Балтийского Банка" Ксения Коновал отметила, что будущее рынка за автосалонами, которые в большинстве своем "станут проводить тендер на работу с теми банками, сотрудничество с которыми будет наиболее эффективно, и будут рекомендовать их своим клиентам". Источник: текст предоставлен Shadursky Promotion
|
|