Известная фраза "время – деньги" в наше время приобретает все более ощутимое значение. В связи с бурным развитием интернет-технологий, можно существенно сэкономить время, которое тратится на общение с банком при управлении своими счетами. Это касается как юридических, так и физических лиц – клиентов банков.
Банковский портал
FinNews.ru предлагает краткий обзор Интернет-банкинга в Санкт-Петербурге.
Подавляющее число банков предоставляют своим корпоративным клиентам услугу по удаленному обслуживанию, и эта услуга в настоящее время является очень востребованной. Так, в Санкт-Петербургском филиале "Промсвязьбанка" около 80% корпоративных клиентов пользуются системой "Банк-Клиент", аналогичную цифру называет и исполняющий обязанности управляющего филиалом "Абсолют Банка" в Санкт-Петербурге Виталий Демидов. По его данным, "80% юридических лиц и пока, к сожалению, только около 10-15% частных клиентов филиала используют ibank.". В филиале "Сведбанка" в г. Санкт-Петербурге системой "Банк-Клиент" пользуются 99% корпоративных клиентов, заявляет Галина Антонова, заместитель директора филиала.
Юридические лица, заключившие соответствующий договор с банком, получают доступ к системам "Банк-Клиент". Эти системы можно подразделить на 2 группы – системы, обеспечивающие связь между банком и клиентом посредством модемного дозвона и через Интернет-соединение. Некоторые системы требуют установки на компьютере клиента специального программного обеспечения, для других – достаточно простого Интернет-браузера.
По мнению Жанны Спивак, директора департамента банковских продуктов "Первого Республиканского Банка", "Классическая система "клиент-банк" слишком громоздка и консервативна, и в основном представляет интерес для крупных организаций со стационарными рабочими местами сотрудников, однако является не слишком удобной для малого и среднего бизнеса и частных лиц, поскольку обладает одним существенным недостатком: она жестко "привязана" к компьютеру, на котором установлена. Мобильным же клиентам более интересна технология на основе Интернета, пользоваться которой можно с любого компьютера, имеющего выход в интернет.".
Среди наиболее распространенных продуктов – система iBank2, разработанная ООО "БИФИТ". В Санкт-Петербурге этой системой пользуются ПСКБ, банк "КИТ-Финанс", "Бинбанк", банк "Александровский", "Москоммерцбанк", банк "Московский Капитал", банк "Стройкредит", "Абсолют банк" и "Банк Москвы".
Другая популярная система - "ДБО BS-Client", разработанная компанией Banks Soft Systems. Среди ее пользователей – "НОМОС-Банк", "Национальный Резервный Банк", "Промсвязьбанк", "СЭБ Банк", "Балтинвестбанк".
Некоторые банки используют разработки других фирм или же собственное программное обеспечение. Так, в "Сбербанке" используют систему "Клиент-Сбербанк", в ВТБ-Северо-Запад - системы "Клиент-ТелеБанк" и "Клиент-Банк-Курьер" (разработки ЗАО "Комита"), банк "Агропромкредит" использует модуль "QuickPay", Банк "ГЛОБЭКС" пользуется системой "XXI Век инверсия", "Промсвязьбанк" использует также систему "Интернет-клиент" - PSB Online. В "Первом Республиканском банке используют две системы - "Комита JE" и систему Интернет-банкинга Faktura.ru. В банке "Северная казна" также существуют две системы дистанционного обслуживания – "КлиентБанк" и "Интернетбанк". "Международный Промышленный банк", который планирует открыть филиал в Санкт-Петербурге летом 2008 года, использует систему "Клиент-Банк" поставщика ЗАО "Инверсия" для удаленного обслуживания юридических лиц. В настоящий момент система уже обслуживает несколько десятков клиентов из Санкт-Петербурга.
Обслуживание физических лиц через Интернет еще только набирает популярность. Не все банки готовы предоставлять такую услугу, многие банки ограничиваются лишь возможностью предоставить клиенту информацию по движению средств на счете.
В некоторых банках посредством Интернет-банкинга частный клиент может оплатить услуги операторов мобильной связи и Интернет-провайдеров и совершить коммунальные платежи. Но в ряде случаев мы можем говорить уже о полноценном Интернет-банкинге – то есть о возможности управлять своим счетом через Интернет – пополнять свой карточный счет, осуществлять перевод средств как внутри банка, так и в другие банки.
Так, в "Абсолют-Банке" клиенты - физические лица могут осуществлять перевод средств, в том числе в иностранной валюте, производить конвертацию валюты, пополнять счета пластиковых карт и депозитных вкладов.
Клиенты системы "Телебанк", которая предлагается банком "ВТБ24", могут проводить разнообразные операции: оплачивать коммунальные услуги, доступ в Интернет, услуги сотовой связи, междугородные переговоры, спутниковое телевидение и прочее, а также конвертировать валюту, совершать денежные переводы по России и за границу, размещать денежные средства на депозиты, выплачивать кредиты, быстро проводить платежи в дни наиболее выгодного курса доллара, управлять счетами пластиковых карт, оперативно получать информацию об остатках на картах и банковских счетах ежедневно, семь дней в неделю. В этом году ВТБ 24 планирует модифицировать интерфейс Интернет-сайта системы, что позволит ускорить работу системы и упростить процесс изучения возможностей системы новым клиентам. Выплывающие подсказки, улучшенный интерфейс и понятная навигация призваны сделать обслуживание в системе более комфортным. Планируется расширить информационные сервисы и сервисы системы оповещений – запуск новых типов оповещений, с помощью которых клиент узнает о возникновении овердрафта, об истечении срока действия карты, получит напоминание о сроке внесения очередного платежа по кредиту, информацию о новых продуктах и услугах банка; предоставление полной информации по всем кредитам, полученным в ВТБ 24.
Клиенты "НОМОС-Банка", пользуясь системой "Интернет-банк" для физических лиц, могут получать выписки по счетам и пластиковым (дебетовым) картам, погашать кредиты и конвертировать валюту, переводить деньги со счета на пластиковую карту и обратно. Уникальной особенностью, по информации банка, является доступ при помощи криптографического калькулятора, генерирующего при помощи пластиковой чиповой карты дополнительные коды доступа.
Банк "Северная Казна" предлагает частным клиентам воспользоваться системой "Интернетбанк", которая в 2007 году была признана лучшей в России (согласно рейтингу CNews). Система дает полную функциональность по операциям клиентов. Кроме того, она обеспечивает мощную интеграцию с банковскими картами. Клиент может управлять счетом карты так же, как и любым другим, мгновенно "перекидывать" деньги с депозита (вклада) на карт-счет и обратно, совершать любые платежи прямо с карт-счета. Все пополнения/изменения мгновенно доступны в процессинге. В системе можно настроить множество параметров карт: лимиты на операции, СМС-уведомления. В "Интернетбанке" клиент создает типовые шаблоны платежей, которые потом может использовать со своего мобильного телефона (СМС-банкинг) и в банкоматах, подставляя только сумму.
"МДМ-Банк" предлагает владельцам пластиковых карт банка воспользоваться бесплатным Интернет-банком "МДМ-Клиент". "МДМ-Клиент" позволит в любое время узнавать остатки, получать выписки по карточным счетам и вкладам, открытым в "МДМ-Банке", узнать размер задолженности по кредиту и своевременно погашать ее, видеть график погашения и информацию о ближайшей дате погашения, историю ссудной задолженности, осуществлять переводы средств между счетами и картами (в том числе, перевод между счетами и картами в разных валютах – рубли РФ, доллары США, ЕВРО) и др. Интернет-банк "МДМ-Клиент" доступен для просмотра выписок и проведения операций по картам круглосуточно. Операции между картами и оплата услуг проводится в режиме on-line. С нового 2008 года клиентам доступна возможность перечислять со счетов банка налоги и сборы в бюджетную систему РФ.
"Промсвязьбанк" для обслуживания физических лиц использует систему "PSB Retail", разработанную специалистами банка. Система обеспечивает полный функционал при работе с рублевыми и валютными счетами. В том числе, клиент может проводить операции по срочным вкладам и кредитам: выбирать схему начисления процентов, просматривать график платежей по кредитам, гасить кредиты и др.
Система "Банк-Клиент" "Банка Москвы" позволяет частным клиентам создавать, редактировать, сохранять, распечатывать, подписывать и отправлять в банк поручения и долгосрочные распоряжения на внутрибанковские и межбанковские переводы, в том числе в валюте, производить оплату газоснабжения, телефона, электроэнергии, квартплаты, осуществлять покупку и продажу валюты, давать поручения на пополнение карточки, оставлять заявления на открытие дополнительной карточки и перевыпуск карточки и на покупку дорожных чеков.
Для клиентов - физических лиц банк "СОЮЗ" предлагает возможность использования системы “Интернет Сервис Банк”. С "Интернет Сервис Банком" буквально за несколько минут можно проверить наличие средств на счетах и проконтролировать их перемещение, получив выписки за любой промежуток времени, перевести деньги между своими счетами, а также на счета физических и юридических лиц, открытые в любом другом банке, проконвертировать рубли в валюту и обратно, пополнять свои карточные счета. Система "Интернет Сервис Банк" ориентирована на обычных пользователей персональных компьютеров и не требует никаких специальных знаний и навыков. Оборудование, которое легко уместится на ладони, - адаптер и чип-таблетка, либо USB ключ - позволит клиенту взять свой "банк" в любую поездку.
Как считает исполняющий обязанности управляющего филиалом "Абсолют Банка" в Санкт-Петербурге Виталий Демидов, "Развитие системы Интернет-банкинга очень перспективно, хотя общение с сотрудниками банка электронный банкинг не вытеснит. В ближайшем будущем доля пользователей систем Интернет-банкинга заметно возрастет в связи с постепенным повышением финансовой грамотности населения".
Дальнейшее развитие систем Интернет-банкинга начальник управления маркетинга розничного бизнеса "МДМ-Банка" Анатолий Крайников видит в интеграции между приложениями Интернет-банка и альтернативными каналами дистанционного обслуживания, такими как смс-информирование, мобильный банк. И, конечно, будет повышаться уровень защиты систем.