|
4.12.07/20:06 Новогодние покупки по кредитным картам в России
"Ситибанк" провел исследование динамики основных категорий покупок в предновогодние дни
Введение и методология
В период сезонных праздников в России, в особенности новогодних, всегда отмечался рост покупательной активности. В последние годы это происходит на фоне роста потребления в целом, связанного с повышением общего благосостояния населения, развитием розничных сетей, безналичных платежей по банковским картам и, конечно же, потребительского кредитования.
Однако до недавнего времени специальных исследований, которые раскрывали бы особенности потребительского поведения россиян-пользователей кредитных карт, было крайне мало. И это несколько странно, так как рост использования кредитных карт напрямую связан со всеми перечисленными выше факторами. Кроме того, западные исследования отмечают, что именно по кредитным картам люди в среднем тратят намного больше, чем наличными или по дебетовым картам.
Как же люди используют доступные им кредитные средства в преддверии новогодних праздников? Что они покупают, когда, как и кто собственно эти люди? На эти вопросы и попытался ответить Ситибанк – один из крупнейших эмитентов кредитных карт в мире и один из лидеров рынка в России.
Исследование, проведенное Ситибанком в России, анализирует потребительское поведение более 100,000 клиентов, активно пользовавшихся кредитными картами в течение всего 2006 года. Все участники исследования жители Москвы и Санкт-Петербурга. Анализу подверглись наиболее популярные категории покупок: одежда, электроника, кафе и рестораны, бензин, продукты питания, ювелирные изделия, предметы роскоши и др. Исследование охватывает только покупки совершенные в России и анализирует показатели изменения общих сумм покупок в каждой категории в процентах к предыдущему месяцу.
Аналитический отчет по результатам исследования
Одной из самых популярных категорией предновогодних покупок оказались ювелирные изделия, часы и предметы роскоши. Именно здесь наблюдается большой рост в декабре – у женщин более 125%, а у мужчин около 184%. Необходимо выделить, что декабрь это единственный месяц, когда отмечается такой беспрецедентный рост в этой категории, даже в марте - втором по лидерству в этом сегменте месяце - рост в разы меньше.
Другим лидером по показателям роста в декабре оказалась парфюмерия и косметика. Очень сильный скачок отмечен и у мужчин (96%), и у женщин (78%), что, в первую очередь, может объясняться тем, что и те и другие дарят парфюмерию и косметику как самый распространенный и необременительный подарок. У мужчин это также связывается с меньшей ценовой чувствительностью к этой малознакомой для них категории товаров.
Не менее значимой категорией была электроника. Причем рост отмечен не только у мужчин (78% в декабре), но и у женщин (7%). И если популярность этой категории у мужчин вполне ожидаема, то для женщин это новый тренд, который возник именно в декабре, это могут быть подарки их спутникам либо, например, модные женские модели телефонов для себя или своих родных и подруг.
Как ни парадоксально популярной категорией в декабре стали покупки, совершенные на АЗС, причем рост более чем на 51% у женщин указывает на то, что это был не только бензин (у мужчин траты на бензин в этом месяце даже падают на 6%), но и покупки в магазинах при заправках.
Следующие 2 категории покупок относятся скорее не к подаркам, а к покупкам,
связанным с праздничным настроением и времяпрепровождением. Это услуги связи и рестораны, кафе, развлечения. Так женщины тратят на телефон и интернет больше на 24%, а мужчины на 11%. По всей вероятности, это также связано с "праздничным настроением", люди больше координируют свои действия с родными и близкими по телефону, стараются позвонить тем, с кем давно не общались. Траты на рестораны, кафе, развлечения у мужчин вырастают на 6%, а у женщин на целых 18%. Это говорит о том, что люди чувствуют приближение праздников и начинают больше радовать себя, чаще встречаются с родственниками и друзьями.
Значительной статьей расходов в преддверии праздников также становятся расходы на продукты питания и походы в супермаркеты в целом. Так мужчины в декабре в среднем тратят на 25% больше, хотя в тоже время женщины снижают свою покупательную активность более чем на 6%, видимо мужчины предпочитают сами закупать продукты к праздничному столу.
В популярной категории спортивных товаров в декабре у мужчин рост весьма незначительный – около 3,5%, хотя в ноябре и октябре рекордные траты в этой категории – рост в среднем около 25-30%. У женщин вообще не наблюдается каких - либо изменений в этой категории товаров.
Важной частью новогодних расходов также являются покупки в универсальных магазинах – в среднем и мужчин и у женщин рост около 20%. Так, например, покупки кожгалантереи и сумок у женщин увеличиваются на 20%, а у мужчин 30%.
Что касается товаров для дома, то здесь тенденция обратная, люди предпочитают предпочитают закрыть все хозяйственные вопросы до праздников, чтобы расслабиться и не думать о бытовых вопросах, поэтому, несмотря на серьезный рост расходов на мебель, свет, сантехнику и промышленные товары (более 30-40%) в октябре-ноябре, в декабре наблюдается самый большой спад за год.
Одна из самых затратных категорий для россиян одежда и обувь в декабре показывает рост у мужчин около 4,5%, у женщин чуть более 24%, который может быть связан с сезоном распродаж. Однако темпы роста несравнимо меньше, чем в весенние и осенние месяцы. Для женщин одежда является куда более актуальным подарком, чем для мужчин.
Новый год в России, прежде всего, семейный праздник, поэтому существенный рост в таких категориях расходов как детские игрушки на 127,16% у мужчин и 120% у женщин вполне оправдан. Школьные принадлежности также показывают серьезный рост в декабре на 48% у женщин и 121% у мужчин (у мужчин это второе место после сентября). А вот оплата Билетов в кинотеатры вырастает только у мужчин, при этом более чем 200%, в то время как у женщин отмечен даже небольшой спад.
Активными потребителями сладкого в России являются и дети, и их родители, а новый год и предпраздничные дни это настоящий кондитерский бум, расходы и мужчин и женщин на торты, конфеты и сладкую выпечку увеличиваются более чем на 2000%. Это абсолютный лидер роста.
Одним из лучших подарков в России остаются музыкальные диски и видеофильмы – правда, преимущественно для мужчин - у них эта категория растет на 23% в декабре и на 5% у женщин. При этом рост в сегменте книг и прессы куда более значительный, все-таки самая читающая страна в мире: у мужчин 60%, у женщин более 135%.
Одна из самых стереотипных для России категорий покупок – расходы на алкоголь, демонстрирует неожиданные результаты, рост очень серьезный, однако у женщин значительно больший: 138% у мужчин и 197% у женщин.
Интересная статистика у мужчин: траты на предметы искусства в течение года это именно их прерогатива, однако в декабре эта категория показывает небывалый рост – более 388%. Также только у мужчин значительно возрастают расходы на почтовые и курьерские услуги – более 80%, в то время как женщины в течение всего года пользуются ими одинаково мало. При этом именно женщины тратят в разы больше мужчин в декабре за услуги доставки еды и кейтеринг. Также интересно, что только у женщин в декабре растут суммы снятия наличных на 5%, в то время как у мужчин на столько же снижаются.
Интересный факт из статистики покупок в специализированных магазинах подарков: хотя рост и значительный, немногим более 100% и у мужчин, и у женщин, он мало отличается от других праздничных месяцев в году. Зато расходы на цветы возрастают серьезно – на 30% у мужчин и 65% у женщин - третий результат в году после марта, августа-сентября (начало учебного года).
Основной рост покупок за границей за год приходится в основном на январь, когда люди отправляются на новогодние каникулы и в отпуска. В январе траты на одежду у мужчин вырастают на 169%, а у женщин 152%, на универсальные товары у мужчин на 129%, а у женщин 85%, duty free магазины у мужчин на 70% у женщин на 57%, на кафе, рестораны и развлечения на 154 и 150% соответственно, ювелирные украшения, часы и предметы роскоши у мужчин на 134%, а у женщин на 214%.
В новогодних тратах по кредитным картам наблюдается существенная зависимость от дохода клиента и его кредитного лимита. Так, несмотря на то, что рост наблюдается во всех сегментах, у людей с кредитной линией более 100 000 рублей он незначительный – около 4,5%, а в сегменте менее 45 тысяч и сегменте между 45 и 100 тысячами - рост равный и составляет около 9,5%. Однако у более обеспеченных людей рост продолжается в течение всего января и добавляет еще 3% к росту в декабре, в то время как у других двух сегментов он падает примерно на столько же. Это говорит о том, что более обеспеченные люди продолжают активно тратить, но свой отдых, развлечения и покупки во время каникул в России и за границей, в то время как менее обеспеченные входят в режим экономии. Источник: "Ситибанк"
|
|