|
2.05.07/17:24 Новые контуры стратегии регионального развития банков
В настоящее время в России продолжается наступление банков (столичных и периферийных) в регионы. Всё большее количество филиалов и дополнительных офисов по России открываются банками, стратегически ориентирующимися на освоение новых географических сегментов своего бизнеса. При этом цена входа в регион повышается день изо дня, поскольку все традиционные сектора банковского бизнеса в регионах уже поделены. Банки вынуждены бороться с гиперконкуренцией, то есть сужать маржинальный коридор. Снижение прибыли обусловлено следующими факторами: увеличением удельного веса издержек на сужающийся сегмент покупателей банковских продуктов; увеличением общих расходов на проникновение в регион, получение необходимо рыночной доли и удержание доли; снижением общего уровня доходности банков за счёт увеличения конкуренции (как совершенной, так и не совершенной) и отсутствием в регионах инфраструктуры необходимой для ведения бизнеса (кадры, здания и помещения, возможности связи и т.д.), и как следствие уплаты премии рынку (недвижимости, трудовому и т.д.), за получение доступа к такой инфраструктуре.
На данный момент единственным сектором, относительно привлекательным для получения прибыли является сектор потребительского кредитования. Однако, прогнозируя развитие банковского рынка, стоит ожидать кризиса прибыльности банковского ритейла примерно через 1,5 года.
В других секторах банковского бизнеса - в первую очередь кредитование корпоративных клиентов, происходит ожесточённая борьба между региональными и федеральными банками. При относительно равных издержках и условиях, федеральные банки проигрывают региональным, поскольку последние прочно держат оборону, выстроив отношения с клиентами почти на семейном уровне с высокой степенью лояльности.
Интересной тенденцией в сфере конкурентной борьбы на региональных рынках является усиливающееся противостояние между региональными банками и лизинговыми компаниями. Кредитуя субъекты малого и среднего бизнеса, региональные банки устанавливают ставки на уровне 15-16% годовых. При этом лизинговые компании, имеющие доступ к крупным кредитам, устанавливают ставки на уровне 17-18% годовых и переигрывают региональные банки за счёт оперативности, гибких условий финансирования сделок, налоговой экономии и оказания дополнительных услуг клиентам (аутсорсинга части функций).
Совокупность указанных предпосылок и трендов, позволяет сформировать контуры новой стратегии регионального развития банков федерального уровня – сотрудничество с независимыми лизинговыми компаниями.
Рынок финансового лизинга в России характеризуется устойчивым ростом. Любой независимой лизинговой компании для успешной работы на рынке необходимы исключительно культура регулярного и технологичного менеджмента (стратегического и тактического). Рост рынка обеспечивает перераспределение конкуренции с сохранением её на примерно одинаковом уровне (уход крупных игроков в другие сегменты, специализация, сегментирование, национальные проекты и т.д.)
В России действует сотни независимых региональных лизинговых компаний. Портфель контрактов таких игроков колеблется от 50 млн. рублей до 500 млн. рублей, а потребности в финансировании от 35 млн. рублей до 350 млн. рублей ежегодно. Банки федерального уровня, ориентирующиеся на работу с лизинговыми компаниями, могут в кратчайшее время увеличить своё присутствие на рынке с относительно небольшими издержками по обслуживанию кредитов при большой скорости наращивания клиентов и кредитного портфеля.
Кроме этого, существует еще ряд преимуществ стратегического партнёрства банка с лизинговыми компаниями.
-Укрупнение кредитов (траншей кредитов) с уменьшением удельного веса издержек на одну транзакцию – выдачу кредита, то есть по сути аутсорсинг части функций банка при обслуживании мелких кредитов.
-Распределение кредитных рисков на лизинговую компанию и лизингополучателя, снижение общего уровня риска за счёт риск менеджмента в лизинговой компании и собственных средств лизинговой компании.
-Возможность сокращения организационных издержек при открытии филиала за счёт кредитования клиентов через лизинговую компанию и быстрого проникновения на рынок через лизинговую компанию.
-Выход через лизинговую компанию в сегмент среднего бизнеса с возможностью кредитования оборотного капитала.
-Быстрое наращивание клиентской базы, через программы формирования лояльности клиентов лизинговой компании к банку при содействии лизинговой компании.
-Поддержание быстрых темпов освоения новых географически сегментов через открытие лизинговой компанией филиалов и представительств.
-Частичная ликвидация дефицита "длинных ресурсов", учитывая возможность лизинговых компаний финансировать сделки "без провалов" со сроком в 1,5 раза большим, нежели срок кредитования.
Стандартные процедуры деятельности лизинговой компании позволяют согласовать прогнозируемые и прозрачные условия стратегического партнёрства банка и лизинговой компании по следующим причинам:
- обороты лизинговых компаний, исходя из их специфик, носят официальный характер и максимально прозрачны;
- согласование стандартов и методик оценки предметов лизинга, а так же совместная аккредитация оценочных компаний в совокупности с правилами страхования предметов лизинга исключают риск абсолютной потери ликвидности, поскольку предметы лизинга находятся в собственности лизинговых компаний;
- кредитование лизинговых компаний под согласованные программы, позволяет существенно упростить процедуры выдачи и обслуживания кредитов, поскольку банк и независимая лизинговая компания изначально договорятся о пределах, в который могут осуществлять деятельности.
Таким образом, предложенный вариант в ближайшем будущем может оказаться единственным выходом для входа банков на региональные рынки. Источник: Д.С.Кайсин, Руководитель аналитической группы "Мета", директор ООО "Мета-Лизинг" группы компаний "ПроБизнесКонсалтинг"
|
|