Добыча нефти в России в конце 2025 года внезапно начала снижаться. Квоты ОПЕК совсем не при чëм. Они для России растут (смотри график
"Добыча нефти в РФ и квоты ОПЕК для РФ").
Некоторые аналитики посчитали, что виной тому снижение цены нефти на российский сорт Urals ниже себестоимости добычи и транспортировки. Логика в этом есть. Если посмотреть на график
"Цена Urals, добыча нефти в РФ и квоты ОПЕК для РФ", то можно предположить, что эти события наступили одновременно. В ноябре 2025 года цена Urals упала ниже 50 долларов за баррель. И тут же начала снижаться добыча.
Однако, следует помнить классическое: "После – не значит вследствие".
Потому как в конце октября произошло событие, которое тоже могло стать причиной снижения добычи нефти.
"США ввели санкции против Роснефть и Лукойл". У обоих компаний сразу же возникли огромные проблемы с продажей уже добытой нефти. Неудивительно, если в ответ они начали снижать добычу. Потому что нефть очень сложно складировать про запас. Для этого сильно заранее должны быть построены огромные ëмкости. Которые в обычное время должны быть пустыми. Вряд ли кто-то в России этим занимался всерьёз. Это дорого. И не эффективно в мирное время.
Но есть ещё одно событие, которое вполне могло привести к снижению добычи нефти в России. В августе 2025 года Украина резко нарастила удары дронами по российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). К концу года счёт таких обстрелов исчислялся десятками. Некоторые НПЗ обстреливались многократно. Российские власти не раскрывают нанесëнный заводам ущерб. Но он точно есть. Остановка работы нескольких НПЗ одновременно неизбежно приводит к затовариванию нефтью. Точно также, как и в случае с санкциями. Неудивительно, если в ответ компании начали снижать добычу нефти.
Итак, к ноябрю в России сложились сразу три события, каждое из которых могло привести к падению добычи нефти. И то, что она действительно начала падать – никого не должно удивлять.