Иногда – да, можно верить. Когда они озвучивают потаëнные желания власти. Например, недавно сразу два пропагандиста начали угрожать бывшим республикам СССР. Сначала
"Соловьëв". Потом
"Дугин".
В остальных случаях верить пропагандистам очень сложно. Практически невозможно. Почему? Потому что слова пропагандистов, как правило, очень легко проверяются. И выявляется их ложность.
Вот, например, как было в СССР сорок лет назад. Послушал пропагандиста, выглянул в окно – и сравнил слова его и дела страны. Или так. Послушал программу "Время" в 21 час. А на следующий день вышел на улицу, зашёл в магазин, и сравнил.
Советские граждане видели, что пропагандисты по телевизору, радио и в газетах рассказывали им какие-то сказки. Которые не имели никакого отношения к реальности. И постепенно переставали верить в эти сказки. Не сразу, конечно. Шестьдесят лет подряд верили. Потому что проверить нигде не могли. За границу выехать советские граждане не могли. Интернета не было. Вражеские "голоса" (радиостанции) появились сильно позже. И всë равно, во времена позднего СССР, в начале 80-х, советские граждане уже достаточно массово весьма скептически относились к любым пропагандистским словам.
В современной России, казалось бы, сравнивать ещё проще.
Смотришь, слушаешь или читаешь очередного пропагандиста. Он говорит или пишет. Не кризис, а отрицательный рост (или даже: мягкая посадка). Не неурожай, а компактный урожай. Не голод, а пост (или даже: лёгкое и полезное недоедание). Не авиакатастрофа, а жёсткая посадка (или даже: отрицательно приземлился). Не вымирание, а естественная убыль населения. Не трущобы, а дома в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Не увольнение сотрудников, а высвобождение от работы. Не пожар, а задымление. Не потоп, а подтопление.
Можно, конечно, выглянуть в окно или выйти на улицу. И увидеть: пожар, потоп, увольнения, трущобы, неурожай, кризис, голод, вымирание.
А если конкретно ты не видишь всего этого во всей красе. Потому что живёшь далеко от места событий. То тебе расскажут правду очевидцы событий. Живущие поблизости. С помощью того самого интернета или социальных сетей. Вражеских, разумеется. Тебе даже выходить никуда не нужно. Взял в руки смартфон, открыл интернет или любимую соцсеть, и читаешь, что реально происходит от очевидцев событий.
И видишь ты, что пропагандист врëт. Как и сорок лет назад. Ничего не изменилось в телевизоре, на радио и в газетах. Лица и фамилии изменились. А ложь осталась неизменной.
Но знаете, что интересно и удивительно? Сегодня пропагандистам из телевизора продолжают верить. Несмотря на старый советский опыт тотальной лжи телевизора. Несмотря на гораздо более простую возможность сегодня проверить телевизор на ложь.
Вот чтобы продлить эту веру в телевизор. Если не на шестьдесят лет. То хотя бы на десять. На пять. На сколько-нибудь. Власти и пытаются ограничить интернет и соцсети.
Для властей интернет и соцсети – зло. Потому что мешают им врать. И потому интернет и соцсети должны быть. Если не запрещены совсем. Это, к счастью, уже невозможно. Слишком сильно сами власти зависят от интернета и соцсетей. То сильно ограничены. Этим они и занимаются...
===
Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в
Телеграм и/или в
Вконтакте.