По офисам  По итогам  По назначениям  По рейтингам  По фальши  Пресс-релизы  Все новости  Поиск новости
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
10.07.24/00:12
Юра, мы в космосе всё…
Увы, закончить фразу так, как она звучит в оригинале – невозможно по множеству соображений. Дальше в этой фразе известное матерное слово. С некоторых пор в России запрещено использовать мат в текстах. Впрочем, и в таком виде фраза вполне красноречиво отображает действительность.

Почему мы в космосе всё?

"Ангара-А5"

Российская новая тяжелая ракета "Ангара-А5" недавно впервые стартовала с космодрома "Восточный". Это прекрасно. Радость эту немного омрачает то, что произошло это лишь с третьей попытки. Перед этим дважды за считанные минуты до пуска "отбой" по техническим причинам давала автоматика. Но это мелочи жизни. Подумаешь, с третьего раза. Это же новая ракета. В других странах тоже случались проблемы с запусками новых ракет. Но не будем сильно придираться. Хорошо, что вообще взлетела. Идём дальше.

Хотя, новой её можно назвать лишь условно. Потому что "Ангара-А5" – это одна из целого семейства ракет-носителей под общим названием "Ангара". Все ракеты семейства имеют модульную конструкцию. Различные варианты реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей. И эти модули в различных конфигурациях уже летали. И вообще, это уже четвёртый пуск ракеты "Ангара-А5" за десять лет. Так что, какая же она новая? А если вспомнить, что официальный старт проекту положил указ президента РФ Бориса Ельцина от 6 января 1995 года "О создании космического ракетного комплекса "Ангара". То нашей "новой" ракете уже 29 лет. До пенсии, конечно, ещё далеко. Но…

Итак, трехступенчатая "Ангара-А5" – это первая тяжелая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. После распада прошло уже тридцать три года. Первая? За тридцать три года? Хм… А чем всё это время занималась российская космическая отрасль?

Хотя, если знать размер зарплаты инженеров в этой самой российской космической отрасли. А она в сентябре 2020 года составляла 35 000 рублей (смотри вакансию "Инженер-конструктор 3 категории (Проектирование ракет-носителей)"). Это реальная вакансия. В Москве. На зарплату в 500 долларов (на тот момент). То правильным вопросом будет не "Чем они там занимались?". Правильным вопросом будет "Как российская космическая отрасль вообще сохранилась при таких зарплатах?". Потому что. Кто в здравом уме и твёрдой памяти пойдёт сегодня в современной России конструировать новые ракеты за 35 000 рублей? Зачем? Когда в американской компании SpaceX средняя зарплата инженера составляет более 5 000 тысяч долларов в месяц. То есть, в десять раз больше.

Кстати. В процессе поиска информации к данной статье нашёл прелюбопытный факт. Цитирую: "Чтобы минимизировать риск, работы решено было вести последовательно. На первой стадии должен был быть разработан однодвигательный прототип X-11, на второй – трёхдвигательный X-13 и на последней – пятидвигательный XB-65".

Нет, эта цитата не про российскую ракету "Ангара". Хотя очень похоже. Ведь в "Ангара-А5" как раз пять двигателей. Цитата взята из статьи про разработку первой американской межконтинентальной баллистической ракеты "Атлас". Разрабатывалась она с 1951 года. Более 70 (семьдесят) лет назад. Получается, что Россия в начале XXI века использовала идеи и наработки потенциального противника семидесятилетней давности. Опять плагиат?

Сколько за прошедшие 29 лет потратили денег на разработку этого чуда – не известно. Ясно только, что много. Очень много.

Пропагандисты любят писать про ракету, что она, якобы, экологически чистая. Потому что в ней вместо ядовитого гептила используется керосин. С каких это пор керосин стал считаться экологически чистым топливом – пропагандисты умалчивают.

РД-191

С двигателями у "Ангара-А5" ещё интересней. На первой и второй ступени ракеты используются двигатели РД-191. Опустим технические детали. Изучим коротенько происхождение этого двигателя. Его конструкция основана на конструкции двигателя РД-170. Начало работ по которому датируется 1976 годом. Как из РД-170 получили РД-191? Если совсем упростить. Чтобы даже школьник понял. У РД-170 четыре камеры сгорания и четыре сопла. Если его разделить на четыре части, то одна часть – это и есть РД-191. Разумеется, всё гораздо сложнее. Но, тем не менее.

То есть, по сути, на "новой" двадцатидевятилетней ракете стоит столь же "новый" сорокавосьмилетний советский ракетный двигатель.

"Енисей"

Тяжелая ракета "Ангара-А5" ещё толком не встала в строй. Не начала выводить полезную нагрузку в космос. И неизвестно, когда начнёт. А товарищи уже замахнулись на разработку ещё более тяжёлой ракеты – "Енисей". Тоже тот ещё долгострой. Потому что первые слова о разработке сверхтяжёлой ракеты-носителя для полётов к Луне и Марсу появились ещё в 2012 году.

Все прошедшие годы шла постоянная чехарда с двигателями для "Енисея". От количества разных цифр и букв в их названиях голова кругом идёт (РД-171МВ, РД-180МВ, РД-0150, РД-0124МС, РД-171М, РД-180, РД-180МВ, РД-182, РД-0169, РД-0169А, РД-0169В, 11Д58М, РД-0146Д-1, РД-0146ДМ).

Разумеется, с тех пор все сроки постоянно откладывались, и откладывались, и откладывались. На сегодняшний день речь идёт уже о после 2030 года. А там, глядишь, "или ишак, или эмир". И отвечать за в очередной раз сдвинутые вправо сроки не придётся.

США

А что там у нашего Илона Маска? Как поживает его ракетная программа? Отлично поживает. Компания SpaceX была основана в 2002 году. С тех пор разработала жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) Merlin, ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9, Falcon Heavy, Starship и космические корабли Dragon и Dragon 2 (выводимые на орбиту теми же Falcon 9). Последние предназначены для доставки грузов и людей на низкую околоземную орбиту.

Falcon 1 – двухступенчатая ракета-носитель лёгкого класса. На первой ступени установлен 1 двигатель Merlin. Точно такой же применяется в ракете Falcon 9. Стоимость её разработки составила приблизительно 90-100 млн долларов. Разработана на собственные средства SpaceX. Первый запуск состоялся в 2006 году. То есть, всего через 4 года после создания компании. Четвертый в целом и первый успешный запуск Falcon 1 состоялся в 2008 года. То есть, всего через 6 лет после создания компании.

Falcon 9 – семейство ракет-носителей тяжёлого класса. На первой ступени установлено 9 двигателей Merlin. Первый запуск (он же успешный) состоялся в 2010 году.

Falcon Heavy – сверхтяжёлая ракета-носитель. На Falcon Heavy используется 27 двигателей Merlin на трёх блоках первой ступени и 1 двигатель на второй ступени. Стоимость её разработки составила приблизительно 500 млн долларов. Разработана на собственные средства SpaceX. Первый запуск состоялся в 2018 году. То есть, всего через 16 года после создания компании.

Возможно, вы не заметили. Поэтому подчёркиваю. В отличие от российских разработчиков, SpaceX использует один единственный ракетный двигатель Merlin на всех своих ракетах. Чем значительно экономит время и деньги на разработку всей продукции. Просто сравните сроки разработки новых ракет-носителей от SpaceX и от российских компаний. И суммы, потраченные на разработку американцами и россиянами. Это же небо и земля.

Складывается такое устойчивое впечатление, что российские компании специально раздувают бюджеты на разработку новых ракет-носителей и новых ракетных двигателей. Складывается такое впечатление, что российские компании специально пытаются предложить к разработке огромное количество ракет-носителей и ракетных двигателей, чтобы можно было получить как можно больше денег из федерального бюджета. А потом постепенно раздуть бюджеты на разработку до совершенно умопомрачительных цифр.

Космические запуски

А вот это уже реальная боль. Просто взгляните на график "Количество космических запусков" разных стран. И обратите внимание на резкий рост космических запусков в США и Китае в последние годы. И на стагнацию космических запусков в России. В 2023 году в России было 19 запусков, в Китае – 67 запусков, в США – 106 запусков. Как говорится, почувствуйте разницу.

Юра…

Складывается такое устойчивое впечатление, что цели и задачи у России с одной стороны, и Китая и США с другой стороны, диаметрально противоположны.

В России главное – выбить из государства как можно больший бюджет. И освоить его. Во всех смыслах этого слова. Сам космос при этом вторичен. Если не третичен. Огромная куча проектов самых разных новых ракет-носителей и новых ракетных двигателей. И стагнация космических запусков. Тому нагляднейший пример. Зачем тогда эти новые проекты, если не для освоения бюджетов?

В Китае и США главное – космос. С как можно меньшими затратами. И эта схема вполне успешно работает.

Вот и получается, что Россия постепенно утрачивает лидирующие позиции в космосе. Юра, кажется, мы в космосе всё…

===

Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма "Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в Телеграм и/или в Вконтакте.






Источник:  Соб.инф.

Перейти на страницу:
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика