Банк России 20 июля 2022 года представил свою
"концепцию совершенствования защиты розничных инвесторов". По ссылке можно ознакомиться со списком предложений регулятора.
Много шума наделало предложение №2: "Временно включить в перечень доступных только квалифицированным инвесторам сделки с иностранными ценными бумагами. Это объясняется, прежде всего, инфраструктурными и санкционными рисками, которые могут привести к расширению объёма заблокированных активов розничных инвесторов".
Оно фактически запрещает сделки с иностранными ценными бумагами простым российским гражданам, не отягощённым глубокими знаниями рынка ценных бумаг. Многие возмутились данным пунктом. Понять их можно – ЦБ предлагает лишить их значительной доли заработка на посреднических услугах. Акции Санкт-Петербургской биржи, на которой и можно совершать в России сделки с иностранными ценными бумагами, в моменте падали на 25%.
Понять, но не принять. Представляется, что ЦБ в данном случае абсолютно прав. Он, в первую очередь, думает о рисках. Причём, вполне реальных на сегодняшний день. Рисках заморозки ценных бумаг, принадлежащих россиянам. Заморозки иностранной валюты, принадлежащей россиянам. Рисках конфискации ценных бумаг и иностранной валюты. Куда побежит россиянин, деньги и ценные бумаги которого заморозит (по любым причинам) иностранная структура? В ЦБ, конечно. А оно ему надо разбираться ещё и с проблемами миллионов инвесторов, когда есть проблемы гораздо серьёзнее? Каких? Например, заморозка российских золотовалютных резервов, заморозка иностранных активов банковской системы, устойчивость всей российской банковской системы и отдельных крупных её участников.
О рисках простые россияне, в большинстве своём, думать не способны в принципе, ибо не обучены. Не хватает финансовой грамотности. На самом деле, и так называемые квалифицированные инвесторы, зачастую, не способны здраво оценить все риски. Но это уже их проблемы. У них средств достаточно, чтобы пережить трудности. И совсем другое дело – простые россияне, которые могут принести на рынок ценных бумаг свои последние сбережения. А потом потерять к ним доступ. Временно или навсегда.
И это я ещё ничего не сказал про классический рыночный риск. Риск снижения котировок ценных бумаг. Этот риск тоже бывает разным. Бывает снижение котировок на 5-10%. Такое снижение профессиональные участники рынка называют термином "Техническая коррекция". А бывает обвальное падение, превышающее по величине 20% от своей высшей точки. Такое падение профессиональные участники рынка называют термином "Медвежий рынок". В январе я писал о том, что
"Возможно, бычий тренд на фондовых рынках сменился на тренд медвежий. И это уже не коррекция, а свободное падение". Дальнейшие события полностью подтвердили правильность этого прогноза.
Защититься от падения рынка можно. Но это требует особых знаний и навыков, которые в принципе отсутствуют у большинства розничных инвесторов. И не известно, когда и как они эти знания и навыки получат. Если вообще получат. Поэтому, проще всего оградить всех розничных инвесторов от рисковых рынков. Полностью запретив им доступ к таким рынкам. Возможно, сегодня это единственно правильное решение.