В 2014 году, когда на Россию начали сыпаться первые западные санкции, наша страна объявила курс на импортозамещение. Это правильный курс. Нельзя во всём полагаться на импорт. Была в своё время распространена идея о том, что
"Надо заниматься тем и вкладывать туда, что даёт наибольший доход", а всё остальное забыть. Мы это просто купим на вырученные от продажи нефти деньги. Эту идею активно продвигал (в числе прочих) известный олигарх Пётр Авен. Это порочная идея. Она постепенно превращала Россию в сырьевой придаток, не способный на самостоятельное существование.
Итак, прошло 8 лет с момента провозглашения курса на импортозамещение. К чему мы пришли за это время? К построению очередной "Потёмкинской деревни". Помните фразу: "Обещать – не значит жениться"? То, что страна объявила курс на импортозамещение, не означает, что реальное импортозамещение началось.
Формально, конечный продукт начал производиться в России. Эти конечные продукты активно рекламировались государственными пропагандистами на зарплате. Типа, вот какие мы молодцы. Сами начали выпуск современного того, сего. Но как производиться? В виде отвёрточной сборки из крупных узлов и деталей, поставляемых из-за границы. О чём пропагандисты предпочитали умалчивать.
Всё это вскрылось после введения против России настоящих западных санкций в текущем году после известных событий. Внезапно и совершенно неожиданно для общественности выяснилось, что из-за этих санкций
"гражданское авиастроение умирает",
"автомобилестроение умирает",
"Производство железнодорожных вагонов в России остановилось" из-за отсутствия импортных комплектующих для формально российских подшипников,
"продовольственная безопасность России" находится под очень большим вопросом.
А всё почему? Потому что импортозамещение в России в реальности было показушным, фальшивым, липовым, фиктивным. Можете найти в русском языке ещё множество синонимов происходивших в стране процессов в последние годы.
Плачевность сложившейся ситуации постепенно начала доходить и до российских властей.
Сначала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 13 апреля 2022 года на заседании заявила: "Для меня для меня было неким открытием – у нас гвозди импортные, не буду называть страну [откуда идет импорт], догадайтесь с трёх раз. Мы даже гвозди не производим в стране, которая выпускает столько металла".
Потом председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас 19 мая 2022 года заявил: "Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах".
Наконец, олигарх Алексей Мордашов 17 июня 2022 года на "Петербургском международном экономическом форуме" (ПМЭФ) заявил: "Представьте на секунду, что будет с нами, если вдруг исчезнет экспорт и импорт. Мы остановимся, просто физически остановимся, есть будет нечего".
И ведь самолёты, автомобили, вагоны, сельское хозяйство – это только начало большого и жирного пушного зверька, что нежданно-негаданно пришёл к нам. Это только первые ласточки. Дальше будет ещё больше и ещё хуже. Всё только начинается.
Впору вспоминать два самых главных русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?".