Я уже писал о том, что в России
"Гражданское авиастроение умирает" и
"Автомобилестроение умирает". Всё из-за западных санкций. Которые долгое время многим в нашей стране казались очень смешными и совсем не страшными. Даже футболки выпускались с фразой "Не смешите мои Искандеры" и "Тополь санкций не боится". Увы, кажется, это время подошло к концу.
Недавно стало известно, что ещё одна отрасль в России начинает медленно загибаться – производство железнодорожных вагонов. "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ) остановил производство вагонов ещё в середине мая. Этот вынужденный отпуск должен был закончиться в начале июня. Но не закончился. Казалось бы, такое не должно произойти никогда. Это же в принципе невозможно. Что сложного в обычном вагоне? Оказалось, что даже в самом простом российском вагоне есть совсем крохотная по массе (относительно массы вагона), но очень сложная и инновационная деталька, без которой произвести этот вагон невозможно. Эта деталька – кассетный подшипник.
Да, сами кассетные подшипники изготавливались на нескольких российских заводах. Ну, как изготавливались? Это была так называемая отвёрточная сборка из импортных комплектующих. Поставщиков этих комплектующих было три. Шведская компания SKF, и две американские компании – Amsted Rail и Timken. По некоторым данным, уровень локализации кассетных подшипников в России не превышает 40%. После известных событий поставки этих комплектующих прекратились. Заводы по производству кассетных подшипников остановились. Следом встали заводы по производству вагонов.
Разумеется, взоры всех заинтересованных российских сторон обратились в сторону Китая. Но я бы не стал на эту страну слишком сильно надеяться. На словах все китайцы, конечно, за Россию. Но как только китайцы встают перед выбором – Россия или Запад, они не колеблются ни секунды. Они выбирают Запад. Просто потому, что там зарабатывают гораздо больше.
Достаточно сравнить товарооборот Китая с США, Евросоюзом и Россией. В 2020 году объём торговли Китая Евросоюзом достиг 711 млрд долларов. В том же году объём торговли Китая с США достиг 673 млрд долларов. Суммарно – 1 384 млрд долларов. И всё в том же году объём торговли Китая с Россией достиг 147 млрд долларов. Почти в 10 раз меньше по сравнению со странами, вводящими против нашей страны санкции.
Ну и зачем в такой ситуации китайцам в принципе сотрудничество с Россией? Зачем им идти на достаточно серьёзный риск вторичных санкций со стороны западных стран? С Россией они потеряют гораздо больше, чем найдут. Возможно, именно поэтому, опасаясь возможных вторичных санкций, Россию уже покидает китайский телекоммуникационный гигант Huawei. Он остановил поставки в Россию своей продукции и закрывает здесь все свои магазины.
Так что, в сложившейся обстановке я бы вообще не стал надеяться на Китай. Но ведь больше нам надеяться не на кого! А сами производить на уровне мировых стандартов, или уже не умеем, или ещё не умеем. И потому у нас гражданское авиастроение умирает и автомобилестроение умирает. А теперь и производство железнодорожных вагонов умирает. Вот так ещё недавно казавшиеся смешными санкции тихо, без лишнего шума, спокойно и методично изолируют Россию от всех современных технологий. Санкции отбрасывают нашу страну по всем направлениям на 20-40 лет назад. Это ещё, конечно, не каменный век. Но что-то очень похожее.
Интересно, кто будет следующим в очереди на кладбище?