Я уже несколько раз обращался к теме последствий для российской экономики западных санкций (смотри статьи
"Поговорим о продовольственной безопасности России. Потому что её нет" и
"Автомобильная промышленность в России в результате западных санкций может остановиться"). Теперь хочу поговорить о гражданской авиации. Ибо западные санкции в отношении российской гражданской авиации особенно наглядны и показательны.
Boeing и Airbus
Почти сразу после начала известных событий, американский производитель самолётов Boeing и европейский производитель самолётов Airbus отказались обслуживать самолёты своего производства, которые используют российские авиакомпании. Страховые компании тут же аннулировали обязательные страховки для самолётов этих производителей. Иностранные лизинговые компании потребовали вернуть все свои самолёты, которые они выдали в лизинг российским авиакомпаниям. Скольких самолётов Россия в итоге лишилась?
По данным агентства Cirium, в лизинге у иностранных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них – в лизинге. У иностранных собственников российские авиакомпании арендуют 515 самолетов. Те самые Boeing и Airbus. Эти 515 самолётов не могут летать за границу в принципе. Там они мгновенно будут арестованы. Это уже происходило.
По некоторым данным, по состоянию на 2020 год, в России было 332 самолёта Airbus и 313 самолёта Boeing, 57 самолётов канадской Bombardier.
Да, они могут летать внутри России. Но без запасных частей Boeing и Airbus через некоторое время не смогут летать и внутри страны. Авиакомпании уже заявили, что будут постепенно разбирать часть своих самолётов на запчасти, чтобы остальные летали. Но бесконечно так продолжаться не может. Рано или поздно разбирать будет нечего, и все иностранные самолёты перестанут летать. И вот тут внезапно выяснилось, что России просто нечем заменить эти иностранные самолёты.
Что у нас есть? Несколько десятков старых советских самолётов (Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Ан 24/26) дорабатывают свой ресурс. Они устарели, и морально, и физически. Возобновлять их массовое производство бессмысленно. Относительно новые самолёты, появившиеся в начале 90-х (Ту-204, Ту-214, Ил-114, Ил-96) существуют в единичных экземплярах. Наладить их массовое производство в короткие сроки невозможно. Выбытие Boeing и Airbus из-за отсутствия запчастей случится гораздо раньше, чем российская авиационная промышленность наладит выпуск российских самолётов. Их уже сегодня нужно сотни. А заводы могут выпускать лишь десятки в год.
Кто-то может вспомнить про Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Это я оставил на сладкое. Ради них, в общем, статья и затевалась.
Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100 – это самолёт, чуть менее, чем полностью собранный из иностранных узлов и компонентов. В самом начале разработки и производства самолёта речь шла о 75% импортных комплектующих. В настоящее время долю импорта удалось снизить до 55%. Успех!
После начала известных событий завод-изготовитель самолёта бодро отрапортовал: "Работа ведётся в штатном режиме согласно производственной программе. В настоящее время на складах находится достаточное количество импортных комплектующих для продолжения серийного производства. Кроме того, в соответствии с программой импортозамещения, в 2023 году планируется первый полет самолета SSJ-new, имеющего высокий процент комплектующих отечественного производства. Таким образом, угрозы остановки производства нет". Можно ли этому верить? Очень сильно сомневаюсь.
Но даже если на самом заводе есть достаточно деталей для сборки самолётов, остаётся больной вопрос с импортными запасными частями для ремонта летающих самолётов. Потому что их точно не будет. Никто из западных поставщиков таких деталей не будет нарушать санкционные запреты. Производитель двигателей (компания PowerJet) об этом уже чётко заявила.
Кстати, о двигателях. Sukhoi Superjet 100 комплектуется двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства компании PowerJet (совместное предприятие французской Snecma и российского НПО "Сатурн"). Давайте изучим это чудо чуть подробнее.
Дизайн SaM146 основан на CFM56. Последний производится концерном CFM International, состоящим из американской General Electric и французской Snecma. Да-да, той самой Snecma. Впервые двигатель CFM56 начал использоваться в 1982 году (!). В настоящее время в эксплуатации находятся около 13 тыс. двигателей семейства CFM56 и они являются одними из самых распространённых в мире. При производстве этих моторов разделение труда следующее: General Electric отвечает за самую сложную часть (компрессор высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления), а Snecma отвечает за системы попроще (вентилятор, турбину низкого давления и коробку приводов).
Так вот, SaM146 это несколько упрощённый CFM56. В сравнении с CFM56 двигатель SaM146 состоит из меньшего числа деталей. При производстве SaM146 разделение труда следующее: Snecma отвечает за самую сложную часть (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), а "Сатурн" отвечает за системы попроще (вентилятор и турбину низкого давления, и выполняет общую сборку).
Казалось бы, схема SaM146 отработана на CFM56 даже не годами, а десятилетиями. Но, увы. Двигатель оказался, что называется "сырой", и очень не надёжный. Часто ломается и требует ремонтов. Snecma же заявила, что не будет нарушать санкции, и запчасти для ремонта поставлять не будет. Так что и Sukhoi Superjet 100 через некоторое, не очень большое, время тоже перестанут летать. Как Boeing и Airbus.
В марте глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о планах ускорить работы по созданию полностью российской версии Sukhoi Superjet 100. Для этого его нужно оснастить российским мотором ПД-8 и заместить еще 27 других импортных систем. Первый полет такого борта намечен на 2023 год. Правда, в "Объединённой двигателестроительной корпорации" (ОДК) рассчитывает закончить российский двигатель ПД-8 только к концу 2023 года. Кто-то верит в озвученные сроки? Я – нет. Да даже если сроки будут соблюдены – сколько двигателей будет готово для установки на самолёты в конце следующего года? Два? Четыре? Шесть? А нужно примерно триста (в настоящее время суперджетов примерно сто пятьдесят). А это неизбежно может означать, что Sukhoi Superjet 100 прекратят полёты раньше, чем появятся российские двигатели в нужном количестве.
МС-21
Остаётся МС-21. Самолёт представляет собой глубокую модернизацию самолёта Як-42, который был разработан в СССР в середине 1970-х годов. Мда.
Вот только российских двигателей для него тоже нет. Странно, да? В текущем году будет собрано всего два самолёта. Почему? Потому что успели купить и ввезти в страну только четыре импортных двигателя PW1431G (разработка американской компании Pratt & Whitney). Чиновники говорят, что российские двигатели ПД-14 появятся в лучшем случае в 2025 году. Можно ли им верить? Сильно сомневаюсь.
Выводы
Вот и получается, что западные санкции в ближайшие один-два года практически полностью уничтожат российскую гражданскую авиацию. Стратегия продавать за границу сырьё, и на вырученные деньги покупать всё остальное – провалилась. С треском. Потому что она работает только в мирное время. Когда страну не окружают со всех сторон враги, которые только и мечтают захватить все наши деревенские деревянные туалеты с дыркой.