Многие, наверное, удивятся. О чём это автор? У них вроде всё хорошо.
Валовый внутренний продукт (ВВП) в США растёт приличными темпами. В третьем квартале нынешнего года американская экономика выросла на 4,9% по сравнению с тем же кварталом предыдущего года (смотри график
"Динамика ВВП в США"). Если внимательно приглядеться к графику, то после 1985 года (то есть, за последние тридцать семь лет) экономика росла сопоставимыми темпами (близкими к пяти процентов) считанное число раз. Это было в конце 90-х годах прошлого века. А во втором квартале нынешнего года американская экономика выросла вообще на 12,2%. Это вообще второй результат за всю доступную историю наблюдений с 1948 года.
Безработица в США столь же приличными темпами сокращается. В ноябре она составляла уже всего 4,2% (смотри график
"Динамика безработицы в США"). Цифра уже находится недалеко от нижней границы привычного диапазона.
Это два ключевых параметра, на которые обращают пристальное внимание американские финансовые власти из федеральной резервной системы (ФРС).
Есть, правда, ещё один ключевой параметр, который эти власти начинает всерьёз беспокоить – инфляция. Долгое время в ФРС считали, что рост инфляции носит временный характер, и на это не надо обращать пристального внимания. В начале декабря эта точка зрения кардинально изменилась. Потому что инфляция в США бьёт рекорды за рекордами. В ноябре она выросла до 6,81%. Последний раз такое случалось аж 39 лет назад, в 1982 году (смотри график
"Инфляция в США").
Кто-то может сказать: "Ну, а что вы хотели при таких объёмах печатания ничем необеспеченных денег?". Вот мы и подходим к этому самому – к странным результатам.
В 2008 году ФРС начала проводить так называемое "Количественное смягчение" (Quantitative easing, QE). Говоря по-простому – печатать деньги. Ничем не обеспеченные. Происходило это в четыре этапа. В настоящее время продолжается четвёртый этап программы (QE4), начатый 15 марта 2020 года. Визуально масштабы количественного смягчения можно примерно оценить, наблюдая за синей линией на графике
"Денежные агрегаты США". Разумеется, размеры Monetary base и масштабы Quantitative easing – это не одно и то же. Но динамика и размеры того и другого удивительно похожи.
Денег в американскую экономику с помощью только одного количественного смягчения влили в огромных количествах, измеряемых триллионами долларов. А полученный в результате эффект как-то совсем не соответствует понесённым затратам. Да, экономика быстро вышла из кризиса 2008-2009 годов, но её рост с тех пор совсем не поражает воображение (смотри первый график). Это странность №1.
Ещё более удивительно то, что с момента начала количественного смягчения инфляция не улетела в космос, несмотря на масштабную эмиссию долларов. Хотя, согласно популярным экономическим теориям, в США уже давно должна была начаться гиперинфляция. Но этого не происходит. И даже нынешняя официальная инфляция совсем не поражает воображение. Это странность №2.
И это были цветочки.
На последнем графике видно, что, начиная с весны 2020 года, в США колоссальнейшим образом выросла денежная масса М1. Примерно с 4 трлн долларов до примерно 20 трлн долларов. А сопоставимого (такому росту количества денег в экономике) эффекта в виде роста самой экономики нет. Да, она растёт. Но совсем не впечатляющими темпами. Можно сказать – обычными темпами. Бывало и лучше. Более того, нет сопоставимого роста денежной массы М2. Этот денежный агрегат, конечно, тоже вырос. Но не столь значительно. Это странность №3.
Но, что хуже всего, в США замедляется скорость обращения денег (смотри график
"Velocity of M1 Money Stock " и
"Velocity of M2 Money Stock "). Это означает замедление экономической активности в американской экономике. Несмотря на все усилия ФРС стимулировать инвестиции и потребления – этого почти не происходит. По крайней мере, не происходит в тех масштабах, в которых должно происходить исходя из затраченных усилий. Вместо этого в стране растёт норма сбережений. Растут депозиты, а кредиты застыли на месте (смотри график
"Кредиты и депозиты коммерческих банков США"). Это странность №4.
С экономикой США происходит нечто странное – получаемые результаты не сопоставимы с затраченными усилиями. И, кажется, население и предприятия в США что-то начинают подозревать. Что-то очень нехорошее. Они не хотят тратить деньги. Они не хотят брать кредиты. Они хотят копить и сберегать.
Удивительно, но чиновники ФРС, судя по всему, ничего не подозревают. Хотя по должности должны бы. Более того, они, скорее всего, даже не понимают того, что происходит. И что можно сделать для исправления сложившейся ситуации. Потому что они говорят всё те же слова, что говорили всегда на протяжении десятилетий. И планируют делать всё то же, что и всегда делали. Хотя ситуация явно изменилась. Чиновники ФРС, судя по их словам и действиям, находятся в какой-то другой реальности.
Впрочем, похоже, в мире вообще никто не понимает, что происходит. И это по-настоящему страшно…