USM Holdings 2 декабря объявил о продаже своей доли в 45% в капитале компании "МФ технологии", которая, в свою очередь, контролирует 57,3% голосов компании VK (бывшая Mail.ru group). Покупателем стал "Согаз". А перед этим, 12 ноября, "Сбербанк" объявил о продаже своей доли 36% акций в той же компании "МФ технологии". Тогда покупателем стал "Газпромбанк". Что всё это значит?
Кто продавцы?
На первый взгляд, всё кажется предельно простым и очевидным. Но только на первый. На самом деле, всё не так однозначно. Проще всего объяснить причину продажи своих пакетов продавцами. Хотя и тут есть странности.
"Сбербанк"
Да, для "Сбербанка" всё, что входит в VK (социальные сети, почтовый сервис, мессенджеры, сервис объявлений, поисковая система) – это абсолютно не профильный бизнес. Для банка его продажа вполне объяснима. Удачно вышел из инвестиционного проекта. Зафиксировал прибыль, как говорят на фондовом рынке. Молодец.
Алишер Усманов
Гораздо сложнее объяснить продажу нынешним продавцом. Для Алишера Усманова (основной владелец USM Holdings – 60% капитала) VK – это вполне даже профильный бизнес. Ведь он, помимо всяких металлургических и горно-добывающих предприятий, владеет также долями в операторах связи "МегаФон" и "Скартел", телеканалах Disney Russia, "МУЗ-ТВ" и "Ю", издательском доме "Коммерсантъ". Некая синергия с VK была вполне возможна. Но не случилось.
Можно, конечно, сказать, что он тоже удачно завершил инвестиционный проект и зафиксировал прибыль. Как в своё время Роман Абрамович очень удачно вышел в кэш из "Сибнефти". Но не получается, если вспомнить, как он входил в "Коммерсантъ" и "Вконтакте". Есть стойкое ощущение, что входил он в эти проекты по настоятельной просьбе российских властей. И вышел сейчас из "Вконтакте" тоже по просьбе оттуда же.
Кто покупатели?
А вот с покупателями вообще всё крайне запутанно.
"Газпром"?
Считается, что "Газпромбанк" принадлежит "Газпрому"? Считается, что и "Согаз" тоже принадлежит "Газпрому"? Значит, оба пакета, по сути, купил "Газпром"? Логично? Нет. Потому что тогда возникает логичный и закономерный вопрос – зачем газовой компании социальные сети, почтовый сервис, мессенджеры, сервис объявлений, поисковая система? Это для него абсолютно не профильный бизнес. То же самое можно сказать, и в отношении "Газпромбанка", и в отношении "Согаза".
"Газпром-медиа"?
Кто-то скажет, что у "Газпрома" есть целый медиахолдинг, активы которого представлены в основных сегментах медиарынка: телевидение, радио, пресса, кинопроизводство и дистрибуция, интернет-платформы. "Газпром-медиа". Да, но зачем плодить такие сложности. К чему эти "Согазы" и "Газпромбанки" в качестве прокладок и прослоек?
Тогда давайте посмотрим на состав акционеров этих "Согазов" и "Газпромбанков".
Кто акционеры "Согаза"?
Согласно
"Википедии", страховая компания "Согаз" основана в 1993 году как дочерняя страховая компания российского газового монополиста "Газпром", на конец 2020 года ему и его дочерним структурам принадлежало 21,19% акций. А остальные? Согласно раскрытию компанией данных в январе 2020 года, её акционерами были: ООО "Аквилла" (конечные владельцы – Юрий Ковальчук, Татьяна Ковальчук, Дмитрий Мансуров, Александр Германов и Михаил Дедов) – 32,30%. Это даже больше, чем у "Газпрома". И на этом остановимся. Дальше будет понятно, почему.
Кто акционеры "Газпромбанк"?
На сайте
"Газпромбанка" сказано, что его акционерами являются: ПАО "Газпром" – 27,9893% обыкновенных акций; ООО "Газпром капитал" – 21,8952% обыкновенных акций; Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Газфонд" контролирует 40,89% обыкновенных акций.
С первым всё ясно. Со вторым тоже – ООО "Газпром капитал" полностью принадлежит "Газпрому". А вот третий акционер очень интересен. Согласно
"Википедии", учредителями выступили ПАО "Газпром", ОАО "Газпромбанк", ООО "Газпром добыча Уренгой", ООО "Газпром добыча Ямбург" и ООО "Газпром трансгаз Саратов", однако их доля во вкладе учредителей фонда составляет 41,7%. В 2006 году несколько неназванных юридических лиц внесли 210 млн рублей во вклад учредителей "Газфонда", после чего их доля достигла 58,3%. По версии журнала "Forbes", контроль над фондом имеют структуры миллиардера Юрия Ковальчука, ряд сотрудников которого теперь заседает в совете директоров.
Юрий Ковальчук?
Таким образом, Юрий Ковальчук является значимым акционером, и в "Согазе", и в "Газпромбанке". Опять обратимся к
"Википедии". В 2008 году при участии Ковальчука создана "Национальная медиа группа" (НМГ). Переходим на её страницу в
"Википедии", и видим, что НМГ было создана в феврале 2008 года путём соединения медийных активов банка "Россия" (принадлежит Юрию Ковальчуку), Алексея Мордашова, "Сургутнефтегаза" и страховой группы "Согаз", с целью повышения конкурентоспособности и более эффективного управления. Дальше описано, как год за годом НМГ планомерно и целенаправленно приобретала самые разные медийные активы у различных игроков. Однажды продавцом выступил "Газпром-медиа".
Ну, вот теперь, кажется, картинка начинает складываться. Окончательным покупателем VK, скорее всего, выступят структуры Юрия Ковальчука. Но это произойдёт чуть позже.