По данным Банка России, закредитованность населения России установила новый абсолютный рекорд за всё время наблюдений – 11,87% от располагаемых доходов населения (смотри график
"ЦБ: Показатель долговой нагрузки").
Причём, основную лепту в рост закредитованности вносят потребительские кредиты (смотри график
"ЦБ: Показатель долговой нагрузки в ипотечных и потребительских кредитах"). Доля расходов населения на обслуживание ипотечных кредитов в процентах от располагаемых доходов населения весьма скромна – 1,95% против 9,92% у потребительских кредитов.
Показатель закредитованности (показатель долговой нагрузки в терминах ЦБ) определяется как объём обязательных платежей по кредитам в процентах от располагаемых доходов. Показатель рассчитывается на домохозяйство, то есть на семью. Казалось бы, цифра не большая. Подумаешь, всего двенадцать процентов своего дохода семья отдаёт в счёт погашения кредитов. Чуть больше дореволюционной церковной десятины. Проблема кроется в методологии подсчёта долговой нагрузки. При подсчёте учитывается доход всех российских семей, в том числе тех, кто не имеет никаких кредитов. Соответственно, значение показателя является заниженным относительно долговой нагрузки по семьям, имеющим хотя бы один кредит. А если кредит не один, а несколько, то ситуация у таких семей становится катастрофической.
Банк России особо выделяет семьи, у которых платежи по кредитам (так называемый показатель предельной долговой нагрузки, или ПДН) превышают 80% от дохода. Таких заёмщиков ЦБ насчитал 34,4% среди заёмщиков с потребительскими кредитами и 23,7% среди заёмщиков с ипотечными кредитами. Год назад таких было 31,0% и 25,9% соответственно. Эти семьи попали в самое настоящее кредитное рабство. Им самостоятельно из него не выбраться. Год назад регулятор в "Обзор финансовой стабильности", в котором и раскрывается информация о долговой нагрузке, дипломатично обозначил такие кредиты "более рискованными, можно ожидать, что таким заёмщикам с большой вероятностью понадобятся реструктуризации". В нынешнем обзоре он ничего не написал на эту тему, но очевидно, что ситуация за год не изменилась.
Вообще, 11,87% – это много или мало? Чтобы это понять, надо с чем-то сравнить. Лучше всего степень закредитованности россиян сравнить с аналогичным показателем для США. Там и кредитный рынок является самым развитым. И со статистикой всё хорошо. И статистике этой доверия больше. Давайте теперь сравним закредитованность россиян с закредитованностью американцев. Чтобы понимать, где мы находимся, и что нам ждать дальше. Посмотрим на график
"Доля платежей по всем кредитам в доходах домохозяйств США и России".
Мы видим, что по показателю закредитованности населения мы уже не только догнали, но уже и обогнали Америку. Но гордиться в данном случае нечему. Потому что по общей закредитованности россияне приближаются к уровню, на котором американцы поняли, что они больше не могут одновременно поддерживать текущее потребление и обслуживать свои долги. Расходы на одно направление из двух (или даже на оба сразу) нужно было сокращать. После чего и начался мировой экономический кризис. Российская экономика не такая огромная, как американская, и потому мировой экономический кризис она вызвать не способна.
Но экономический кредитный кризис в одной отдельно взятой нашей стране случиться вполне может, когда уже россияне поймут, что не могут одновременно поддерживать текущее потребление и обслуживать свои долги. И такой кризис уже не за горами.