|
20.11.02/11:24 Для чего виртуальным банкам физические отделения?
Изучив выписку из банковского счета, клиент может нуждаться в оказании немедленной помощи. Видимо, имея это в виду, английский онлайновый банк Smile, принадлежащий банку Co-operative Bank (Co-op), открыл службу drinks2u доставки на дом спиртных напитков, которые поставляются супермаркетами, принадлежащими банку Co-op. И у руководства Smile есть повод принять немного на грудь на радостях: в апреле 2002 г. его интернет-банк поставил на обслуживание 500000-го держателя счета и продолжает наращивать клиентскую базу со скоростью 20000 человек в месяц. Главный управляющий банка Боб Хед заявляет, что его цель - в долгосрочной перспективе - стереть с лица земли большие банки.
Объемы банковского обслуживания в режиме он-лайн в Европе постоянно растут. Специалисты фирмы NetValue, занимающейся исследованиями рынка, утверждают, что за период с октября 2001 г. по май 2002 г. число заходов па сайты интернет-банков, относящихся к восьми крупнейшим рынкам Европы, увеличилось на 15% и достигло 22,5 млн. Каждый визит означает открытие депозита, совершение электронного платежа или, па худой конец, заглядывание в остаток счета. В континентальной Европе традиционные банки доминируют над онлайновыми, но в Великобритании, хоть у банков с Хай-стрит в общем-то и больше онлайновых пользователей, четыре независимых интернет-банка: Egg, Smile, Intelligent Finance и Cahoot - произвели впечатляющие набеги на вражескую территорию. У банка Egg 2,1 млн клиентов, например, но сравнению с 3 миллионами, охваченными онлайновой службой банка Barclays, самого большого из кирпично-бетонных банков Великобритании. По данным NetValue, интернет-банки отвечают за 30% общего числа визитов в банки Великобритании.Если говорить об остальной Европе, то у испанского интернет-банка Uno-e клиентская база выросла в первом квартале 2002 г. на 13% и достигла цифры 130 000, а в начале 2002 г. банк Egg купил французский интернет-банк Zebank, у которого 89 000 клиентов.
Однако именно в Великобритании у независимых интернет-банков лучшие шансы выйти на волю из своей ниши. Пока их успешные результаты проистекают из привлекательных тарифов, педантичного внимания к обслуживанию клиентов, ушлой рекламы и удобства круглосуточного доступа. Большие банки тоже, конечно, не стоят на месте: Barclays, например, затратил в 2001 г. 468 млн долл. па развитие своего веб-сайта: а вот банку Smile, наоборот, понадобится не более 5,8 млн долл. на развитие своей системы.
Если независимые банки собираются вызвать гигантов на бой, они должны осуществлять постоянную экспансию. Они, конечно, и так все время увеличивают число своих клиентов и диверсифицируют свои услуги, но в конце концов это может означать открытие физических отделений. "Им понадобится предложить что-то для общения лицом к лицу, - заявил Аптеке Борман, аналитик финансовых услуг из исследовательской фирмы Data-monitor, - не всем же нравится онлайновый банкинг".
Хотя банки Smile, Intelligent Finance, Cahoot и Egg и называются независимыми (все свои операции они выполняют самостоятельно), но у них хорошие родственные связи. Три из них созданы реальными банками, бренды которых повсеместно известны: Smile принадлежит банку Co-operative Bank, Intelligent Finance - это часть банка HBOS (Halifax Group + Bank of Scotland), а владельцем Cahoot является банк Abbey National. Egg - это дитя страхового гиганта Prudential. И некоторые из них вскорости откроют рабочие места и отделениях своих родителей. Боб Хед сказал: "Что касается банка Smile, отделения - вопрос. будущего". Эмма Бирн, представитель банка Egg, отметила, что Zebank предложит свои услуги в парижском магазине La Samaritaine.
Чтобы удержать старых и привлечь новых клиентов, считает обозреватель журнала Time Томас Гроуз, виртуальные банки должны постоянно предлагать новые продукты. Smile открывает брокерское обслуживание и, возможно, займется страховыми услугами. Egg запустил в эксплуатацию службу электронной оплаты счетов, два страховых проекта и пакет услуг по ссудам. В его Shopping Zone электронные торговцы из других фирм продают все - от компьютеров до женского белья. Помимо доставки спиртного на дом Smile продает теперь в онлайне туры отпускникам, DVD и CD. Аналитики считают, что нефинансовые продукты не нужны и невыгодны, но Боб Хед думает, что "эксперимент стоит продолжить, чтобы посмотреть, чем все это кончится". Если алкогольная затея банка Smile увенчается успехом, то, может быть, за стойкой бара обслуживание пойдет веселее?
Источник: Банковские технологии № 9, 2002
|
|