По данным американского экономиста Роберта Шиллера (Robert Shiller), циклически скорректированный коэффициент P/E (Cyclically Adjusted PE – CAPE) для американских компаний, входящих в индекс S&P 500, в декабре 2020 года достиг уровня 33,76 пунктов. Таким образом, данный коэффициент превысил максимальное значение, достигнутое перед самым началом "Великой депрессии", накануне краха фондового рынка в 1929 году. Тогда коэффициент достиг максимума 1 сентября 1929 года на уровне 32,56 пунктов
"Shiller Cyclically Adjusted PE Ratio for S&P 500".
Что такое коэффициент P/E? Это "price/net income", или "price/earnings ratio", или "цена/чистая прибыль". В числителе – цена одной акции; в знаменателе – чистая прибыль за один год, приходящаяся на одну акцию.
В теории, коэффициент P/E показывает, за сколько лет при текущей годовой прибыли окупятся вложения инвестора в компанию, если вся прибыль компании будет распределяться среди акционеров. Это один из самых популярных показателей при проведении сравнительной оценки инвестиционной привлекательности компании или группы компаний.
Что такое циклически скорректированный коэффициент P/E? Разница с обычным коэффициентом P/E в том, что в качестве знаменателя берётся среднее значение прибыли за 10 предыдущих лет.
Судя по представленному выше графику, более высоких значений, достигнутых накануне краха фондового рынка в 1929 году, CAPE поднимался только в период эйфории пузырей доткомов (с июня 1997 года по февраль 2001 года) и в январе 2018 года. Таким образом, американский фондовый рынок снова очень сильно перегрет.
Значит ли это, что всех нас уже завтра ждёт обвал, сначала американского, а потом и всех остальных фондовых рынков? Вовсе нет. Период эйфории пузырей доткомов является наглядным тому примером. Рынки в перегретом состоянии могут расти достаточно долго. Однако обвал, в конечном итоге, неизбежен.