- Владимир, тема, которая тревожит сейчас многих, наряду с распространением коронавируса – что происходит с ценами на нефть? Почему цена так стремительно падает? И когда ждать позитивных новостей?
- На самом деле, правильный вопрос должен быть другим – почему цена нефти столь долго держалась на высоком уровне? Ведь в последние годы на рынке физических поставок нефти чаще наблюдался избыток её предложения, чем недостаток. А превышение предложения нефти над спросом часто измерялось миллионами баррелей в день (смотри график
"World liquid fuels production and consumption balance"). Была даже информация, что это превышение порой достигало 4 млн баррелей в день. Но долгое время это никого не волновало.
Цена на нефть рано или поздно должна была упасть. И баланс спроса и предложения имеет весьма отдалённое отношение к сложившейся на рынке нефти реальности. Что собственно и показывает приведённый выше график. Котировки нефти уже давно оторвались от самой нефти. Уже много лет нефть является всего лишь одним из множества финансовых инструментов в руках биржевых спекулянтов и инвесторов. А ими, в конечном счёте, как известно, правят всего два фактора – страх и жадность. Правят по очереди. Сейчас наступило время страха. Время распродаж всего и вся. Ведь падает не только нефть. И вовсе не коронавирус был тому причиной. Потому что, как видно на этом графике, падение началось ещё в самом начале января 2020 года, когда ни о каком коронавирусе не было известно (смотри график
"Цена нефти сорта Brent в 2019-2020 годах"). И о будущем провале переговоров ОПЕК+ (по сути – провале переговоров между Россией и Саудовской Аравией) по дальнейшему сокращению поставок нефти на рынок ещё никто не подозревал и даже не догадывался. Коронавирус и ОПЕК+ стали не причиной падения, а поводом для продолжения падения. Надо же на что-то свалить падение официальным аналитикам.
- Но если ни дисбаланс спроса и предложения, ни коронавирус не были причиной падения цены на нефть, то что же стало причиной?
- А бог его знает. Неожиданно? Зато честно. В отличие от аналитиков крупнейших международных инвестиционных банков (которые в большинстве своём – американские). Виной всему изменение настроений инвесторов. Поменялось настроение толпы спекулянтов и инвесторов – и понеслось. Я давно заметил, что эти товарищи ведут себя на рынке, словно толпа безумных леммингов. Сначала все вместе, дружно, покупают всё без разбора. А потом точно так же вместе, дружно, продают всё без разбора. Отчего зависят эти самые настроения – думаю, никому не известно. Сегодня спекулянты и инвесторы позитивно воспринимают любую новость (и позитивную, и негативную) – и потому покупают. И рынок растёт. Завтра они негативно воспринимают любую новость (и позитивную, и негативную) – и потому продают. И рынок падает.
- Так что же, прогнозировать поведение цен на рынках нельзя?
- Можно. Лично я с той же нефтью дважды достаточно точно спрогнозировал очередные уровни, до которых цена на нефть может дорасти, и там поторговаться. В первый раз в декабре 2016 года, когда сказал, что нефть должна вырасти до 70 долларов за баррель (смотри статью
"Кризис в России в 2017 году закончится. Но ненадолго"). Второй раз в январе 2018 года, когда сказал, что нефть может ещё вырасти до 80 долларов за баррель (смотри статью
"Теория Эллиотта работает. Доказано мною изучением поведения цен на нефть"). Единственное, со временем в очередной раз промахнулся. Поспешил, как обычно.
Кроме теории Эллиотта, помощь в прогнозировании могут оказать циклы Кондратьева, теория циклов, технический анализ. И просто обычная логика. Вот что, например, можно понять, смотря на график
"цены на нефть с 1987 года по настоящее время", учитывая перечисленные выше методы? То, что рынок нефти в 2008 году развернулся. Из бычьего он превратился в медвежий. Это значит, что каждый следующий максимум находится ниже предыдущего. А каждый следующий минимум находится ниже предыдущего. Увы, в ближайшие годы (если не десятилетия) мы не увидим ни 140 долларов за баррель (что мы видели в 2008 году), ни 110 долларов (что мы видели в 2014 году), ни 80 долларов (что мы видели в 2018 году).
А вот 21 доллар за баррель вполне можем увидеть в самое ближайшее время. Думаю, буквально на днях. Я надеюсь, что этот уровень станет локальным дном текущего 2020 года. Через этот уровень проходит нижняя граница сужающегося канала (смотри график чуть выше), от которой нефть вполне может оттолкнуться. В конце концов, она не может падать бесконечно. Поводом для разворота в настроениях спекулянтов и инвесторов может послужить всё что угодно. Например, новость о разработке вакцины от коронавируса, или новость о возобновлении переговоров ОПЕК+. Или просто усталость от плохих новостей.
А теперь немного оптимизма. После разворота нефть пойдёт закрывать так называемый гэп, образовавшийся в начале марта 2020 года на уровне 45 долларов (смотри график
"Цена нефти сорта Brent в 2019-2020 годах"). Гэп – это разница между ценой закрытия предыдущего таймфрейма (элемента графика) и ценой открытия следующего. Гэпы закрываются всегда. На представленном графике видно, как это произошло в сентябре 2019 года. В течение какого периода времени будет закрыт нынешний гэп – мне не ведомо. Нужно понимать, что для закрытия гэпа цена нефти должна вырасти в 2 раза от предполагаемого мной минимума в 21 доллар за баррель.
Кстати, уровень в 45 долларов – это примерно 50% от падения, которое началось в начале 2020 года с уровня в 71 доллар. С точки зрения теории Эллиотта – это вполне достижимая цель будущей коррекции. Как и уровень в 61,8% от того же падения. А это уже 52 доллара за баррель. В течение текущего года нефть может вернуться к первому уровню, а возможно, что и ко второму тоже. Если и когда это произойдёт, в это славное время следует подумать о покупке валюты на все имеющиеся рубли тем, у кого они есть.
На этом мой оптимизм заканчивается. Дальше последует очередной разворот нефти. Ведь, как мы увидели выше, с 2008 года рынок нефти стал медвежьим. Происходящий с тех пор периодический рост цен на нефть не более, чем отскок (техническая коррекция) после обвального падения. А общее направление движения к уровню в 10 долларов, о котором так долго говорили немногочисленные «Всадники апокалипсиса», остаётся неизменным. Об этом говорит и теория Эллиотта, и циклы Кондратьева, и теория циклов, и банальное наблюдение за происходящим у нас на глазах техническим прогрессом. Время нефти объективно заканчивается. Как в своё время каменный век закончился не потому, что закончились камни, так и сейчас нефтяной век закончится не потому, что закончится нефть. Нефти ещё очень много во всём мире. Если права теория неорганического происхождения нефти, то она вообще никогда не закончится в сколько-нибудь обозримое время. Когда эти самые 10 долларов за баррель случатся – в 2021 году или в 2022 году – не так уж и важно. Важно, что это случится.
Поводом для будущего разворота в настроениях спекулянтов и инвесторов опять может стать всё что угодно. Затягивающийся мировой экономический кризис, который судя по всему уже начался, новая вспышка коронавируса, или что-то ещё – это абсолютно не важно. Уже упоминавшиеся выше аналитики крупнейших международных инвестиционных банков вам объяснят. Постфактум, как обычно. По-другому они почему-то не умеют. В середине 2008 года, когда нефть подбиралась к 150 долларам, все они предрекали безудержный рост цены нефти аж до 200 долларов. А когда нефть начала падать, все они, не моргнув глазом, тут же переобулись в воздухе и начали пугать падением до 20 долларов. Оба раз все они ошиблись. Ни 200 долларов, ни 20 долларов не случилось. В 2020 году всё повторилось. Пока нефть растёт в цене, аналитики предрекают ей дальнейший рост. А когда нефть падает в цене, аналитики начинают стращать всех чуть ли не Армагеддоном. Что это – недостатки образования, или банальная глупость, или что-то ещё – мне не ведомо. Но факт есть факт.
- Что же будет в ближайшее время и в будущем (когда нефть достигнет уровня 10 долларов за баррель) с рублём? Что будет с российской экономикой и с благосостоянием граждан РФ?
- Об этом поговорим в следующий раз. А напоследок посмотрите для затравки прелюбопытный график
"Production of crude oil", как всего за 10 лет США стали мировым лидером по добыче нефти. О том, что это значит, и чем это грозит, я тоже расскажу позже.
На вопросы врио главного редактора ИА «Шефа» Ирины Шевченко ответил Владимир Шевченко, основатель банковского портала FinNews. Все графики были предоставлены для анализа в распечатанном виде.