Госбанки в последнее время активизировались в попытках навязать населению свои "ценные" бумаги. Слово ценные взято в кавычки, потому что ценными они, по сути, не являются.
17 ноября 2017 года "Россельхозбанк" сообщил на своём сайте, что хочет "Расширить для физлиц возможности приобретения облигаций, в том числе на вторичном рынке". Речь шла об облигациях самого банка. В то время банк размещал свои облигации серии БО-04Р, и радостно сообщал, что "Заявки [на эти облигации] принимаются во всех офисах банка, при этом процедура покупки не сложнее открытия вклада и не требует повторного обращения клиента". А заместитель председателя правления банка Кирилл Лёвин, не без пафоса, разглагольствовал о "Высоком спросе частных инвесторов на облигации надёжных эмитентов, и о необходимости развивать и совершенствовать процедуры реализации ценных бумаг таким клиентам, адаптировать традиционные технологии".
23 ноября 2017 года ВТБ сообщил на своём сайте, что в предыдущий день полностью разместил на "Московской бирже" выпуск своих корпоративных облигаций объёмом 15 млрд рублей. Банк, явно, не без удовольствия, отметил, что "Заявки были получены от широкого круга инвесторов, в том числе – со стороны большого количества физических лиц". А заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников радостно сообщил: "С учётом того, что объем заявок превысил наше первоначальное предложение, мы рассматриваем вопрос о возможности второго выпуска – повышенным объёмом".
Стоит ли физическим лицам покупать облигации "Россельхозбанка" и ВТБ? Давайте разбираться.
Когда Кирилл Лёвин рассказывал о "Высоком спросе частных инвесторов на облигации надёжных эмитентов", явно при этом намекая на свой банк, мне было очень смешно. И, одновременно, очень грустно. Уж кому бы говорить о своей
надёжности, но только не "Россельхозбанку". Потому что
не может считаться надёжным банк, которому постоянно требуется многомиллиардные вливания в капитал. "Россельхозбанк" до сих пор жив только благодаря постоянной поддержке со стороны государства. Но в следующем, 2018 году, такая поддержка в федеральном бюджете не предусмотрена. Что ставит непрерывность деятельности банка (так витиевато, поистине, на Эзоповском языке, говорят о жизнеспособности того или иного банка аудиторы) под очень большой вопрос.
Ещё один очень важный вопрос – вопрос профессионализма руководителей "Россельхозбанка". Группа "эффективных менагеров" [тм] под управлением гражданина Патрушева всего за три с половиной года смогла просрать весь капитал банка. Накопленный ими убыток банка на 30 сентября 2017 года составляет уже 206,458 млрд рублей. А собственный капитал банка на ту же дату – всего 178,201 млрд рублей. Как им это удалось? Этот вопрос, рано или поздно, должен заинтересовать правоохранительные органы.
Анатолий Печатников, по счастью, ничего не говорил о надёжности своего банка. Но, к непрерывности деятельности ВТБ также есть большие вопросы. Аналитики "Райффайзенбанка" недавно внимательно изучили отчётность банка, и пришли к неутешительным выводам о том, что
у ВТБ усилился структурный дефицит рублёвой ликвидности. Здесь также наблюдается постоянная поддержка банка деньгами со стороны государства. Поддержка просто колоссальная. На 1 октября чистый долг группы ВТБ (ВТБ + ВТБ 24 + БМ-Банк + Почта банк) перед ЦБ и Минфином составил 907 млрд рублей. Это больше, чем требуется для спасения от банкротства банка "Открытие" (по крайней мере, по данным на сегодняшний день).
Очевидно, что выпуск облигаций, и впаривания их простому народу, не обладающему высокой финансовой грамотностью, призван снизить этот структурный дефицит рублёвой ликвидности.
Итак, мы видим два государственных банка, которые без постоянной поддержки со стороны государства нежизнеспособны. Оба они живут, и действуют непрерывно, ровно до тех пор, пока у государства есть деньги на их поддержку. Но так может быть не всегда. Например, "Россельхозбанку" в такой поддержке в следующем году уже отказано. Чем это грозит владельцам облигаций? Это грозит полной потерей своих средств. Ведь облигации, в отличие от вкладов, никак не застрахованы государством. И разница в процентных ставках (у облигаций ставки чуть-чуть выше) никак не компенсирует повышенный риск. Поэтому, ответ на вопрос "Стоит ли физическим лицам покупать облигации "Россельхозбанка" и ВТБ?" может быть строго отрицательным. Нет, нет, и ещё раз нет. Ни в коем случае.