Это просто умора. Оказывается, специально созданная (между кредиторами и банком "Русский стандарт") в октябре 2015 года прокладка под названием Russian Standard Ltd не смогла в конце октября 2017 года выплатить 7,3 млн долларов. Даже не 30-35 млн долларов, как предполагали некоторые эксперты сначала (смотри статью
"Russian Standard не платит. Но и не объявляет дефолт. 49% акций банка "Русский стандарт" могут поменять собственника"), а жалкие 7,3 млн долларов.
Но смех вызывает не этот очередной, как минимум, третий по счёту, дефолт структур Рустама Тарико. Смех вызывает то, что в холдинге "Русский стандарт", объединяющей банковский и алкогольный бизнес упомянутого чуть выше гражданина, утверждают, ничтоже сумняшеся, что у них всё хорошо. Даже замечательно. Цитирую по сообщению РБК: "Сложной ситуации в группе нет. И банк, и алкогольный бизнес являются прибыльными. Рейтинг банка был недавно повышен. Это отражает не только выход банка на прибыльность, но и высокий запас ликвидности. У нас большая подушка ликвидности, депозитная база продолжает расти".
Неизбежно возникает вопрос. Если всё хорошо – почему Russian Standard Ltd не смогла выплатить не очень большую сумму? Логичных вариантов ответа на этот вопрос всего три. Или представитель холдинга всех нас обманывает, и реальное финансовое положение структур Рустама Тарико находится в диапазоне от "всё не очень хорошо" до "всё очень плохо". Или Рустам Тарико решил избавиться от своего банка "Русский стандарт", будущее которого весьма туманно (смотри статью
"Аудитор банка "Русский стандарт" сомневается в его жизнеспособности. Крах неизбежен?"). Или Рустам Тарико решил провести хитроумную комбинацию, сначала отдав кредиторам часть банка "Русский стандарт" в результате произошедшего дефолта, а потом скупив его по дешёвке обратно.
Начнём изучать эти возможности по порядку.
1. Всё плохо.
Прибыльность бизнеса – это, конечно, важный показатель для оценки ситуации (сложная она или нет). Но не единственный. Наверняка, до самого последнего момента существования широкомасштабного бизнеса по производству телег для лошадей, существовали прибыльные компании данной отрасли. А потом бизнес исчез, как таковой. Следом исчезли (или перепрофилировались) и компании, производившие телеги.
Я, конечно, не буду утверждать, что водочный бизнес в РФ исчезнет. Но за последние 13 лет он сократился в размерах более, чем в два раза (смотри график
"Продажа водки и ликёроводочных изделий в РФ"). Так что, утверждать, что в алкогольном бизнесе "Русского стандарта" всё хорошо – значит, как минимум, лукавить.
Я, конечно, не буду утверждать, что банковский бизнес в РФ исчезнет. Но ситуация в банковском бизнесе "Русского стандарта" ещё печальнее, чем в водочном.
"Отчётность банка "Русский стандарт" демонстрирует дальнейшее ухудшение ситуации". Ситуация у банка выглядит примерно также, как график продажи водки в РФ. Всё (или почти всё) вниз. Получение банком прибыли в последние два квартала не должно никого вводить в заблуждение. Прибыль легко рисуется, при необходимости.
Рассмотрим отдельные высказывания представителя пресс-службы холдинга "Русский стандарт".
Он говорил про "высокий запас ликвидности", про "большую подушку ликвидности". Так ли это на самом деле? По данным сайта "Анализ банков", полученным из официальной отчётности банка, на 1 октября 2017 года "Наличность" банка составляла всего 3,4% от всех активов. Даже, если добавить к наличности "Межбанковские кредиты (депозиты) предоставленные (размещённые)" в размере 0,9% и "Вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи" в размере 10,8%, то общая сумма ликвидности составляется всего 15,1% от всех активов. Не густо, прямо скажем. Называть такую подушку большой – это значит, как минимум, кривить душой.
Впрочем, пиарщик мог быть просто не в курсе. Его могли, как обычно это бывает (и не только в банках, и не только в РФ), использовать втёмную. Он же, как правило, не разбирается во всех этих активах и пассивах. Что ему скажут старшие товарищи, то он, как попугай, и передаст. Другой вопрос, что журналисты обязаны информацию, сказанную пиарщиком, перепроверить. Они этого не сделали.
Но вернёмся к банку. Он говорил, что "депозитная база продолжает расти". Однако, отчётность банка говорит, что клиентские средства в течение 2017 года, в основном (за исключением отдельных месяцев), падали. В итоге, с 1 января по 1 октября, "Средства кредитных организаций" сократились на 25,6% до 64,9 млрд рублей, "Средства юридических лиц" сократились на 11,3% до 46,8 млрд рублей, "Вклады физических лиц" сократились на 8,8% до 156,2 млрд рублей. Суммарно, "Привлечённые средства" сократились на 13,9% до 268,0 млрд рублей. Таким образом, говоря о том, что "депозитная база продолжает расти", представитель пресс-службы холдинга "Русский стандарт" дезинформировал общественность. Попросту – соврал.
Факты (не только озвученные, их так много, что все просто не перечислить) говорят, что ситуация в бизнесах Рустама Тарико "не очень". У компании Russian Standard Ltd банально могло не оказаться в наличие весьма скромной суммы в 7,3 млн долларов. Вот она и не заплатила кредиторам. Интересно, кто-нибудь в этой компании, по примеру премьер-министра, пожелал (мысленно, разумеется) кредиторам "держаться, и хорошего настроения"?
2. Избавиться от банка.
Есть два простых факта. Факт первый – сумма облигаций, по которым компания Russian Standard Ltd допустила дефолт, составляет 544 млн долларов. Факт второй – стоимость заложенного пакета акций (49%) банка "Русский стандарт", которые могут получить владельцы дефолтных облигаций компании Russian Standard Ltd, оценивается в сумму 138 млн долларов.
Если сопоставить эти две цифры, то (с точки зрения конечного владельца банка и компании, эмитента облигаций) естественным (вариант – нормальным) экономическим поведением будет не платить по долгам, а отдать эти чёртовы акции. Чистая прибыль от такой сделки для конечного владельца банка и компании, эмитента облигаций, Рустама Тарико составит более 400 млн долларов. "Что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?" (с)
Как там писал Карл Маркс в своей книге "Капитал": "Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы". Отдать 140 мильонов и получить 550 мильонов – это как раз те самые 300% прибыли.
Есть и ещё один момент. Немаловажный. Выше (и в множестве предыдущих статей на эту тему) мы уже выяснили, что дела в банке "Русский стандарт" идут всё хуже и хуже. Полученная банком в течение двух последних кварталов прибыль не должна никого обманывать. Если так пойдёт и дальше, то неизбежной будет, если не отзыв лицензии, то санация. В любом из этих двух вариантов стоимость акций банка станет равна нулю. Так зачем цепляться за эти акции? Отдать их кредиторам, и пусть уже они мучаются с банком, и пытаются его реанимировать. Если получится.
Кредиторам Russian Standard Ltd, в любом случае, не стоит надеяться на так называемое купеческое слово Рустама Тарико. Он, в интервью Forbes в 2013 году, предельно чётко обозначил свою позицию. Когда совет директоров предлагал ему однажды заплатить кредиторам, "чтобы спать спокойно", он охарактеризовал такой подход следующим образом: "Они хотели избежать сложной работы!". Так что, кредиторам Russian Standard Ltd в любом случае не стоит ждать лёгкой жизни.
3. Избавиться от банка, и купить его снова.
Этот вариант является продолжением предыдущего. Кредиторам Russian Standard Ltd даром не нужны акции хронически убыточного и постоянно сжимающегося в размерах банка "Русский стандарт". Им нужны деньги. Поэтому, получив 49% акций банка, заложенных по облигациям, кредиторы немедленно захотят их продать. А продать эти акции дороже 138 млн долларов вряд ли получится. Кому они нужны? Никому, кроме Рустама Тарико.
Он их, скорее всего, и купит в результате. Не сам, конечно. Не открыто. Через посредников. В результате, его прибыль от сделки составит те самые 400 млн долларов, описанные выше, а акции банка останутся при нём.
Вывод.
Не потому ли столь долго держит паузу Рустам Тарико, ничего никому не объясняя, и ни с кем не договариваясь? Он просто хочет получить 400 млн долларов. И чем сильнее нервничают кредиторы, тем больше шансов, что он их получит. Кредиторов немного жаль, конечно. Но это бизнес, и ничего личного. Если они до сих пор не знали, "Ху из мистер Тарико", теперь они это узнают. Всем остальным дам бесплатный, но очень ценный совет – от любых ценных бумаг компаний, имеющих в своём названии слова "Русский стандарт" в любой транскрипции, следует держаться как можно дальше.