Складывается впечатление, что авиакомпания "Вим авиа" – всё. Не выживет. А это значит, что банку "Зенит" надо будет создавать резерв на возможные потери по ссудам в размере 100% по кредиту этой авиакомпании. По неофициальной информации, речь идёт о сумме, превышающей 3 млрд рублей.
Как это скажется на финансовом положении банка? Если принять на веру
"отчётность банка" и цифры обязательных нормативов, опубликованные на сайте ЦБ (а другой информации у нас всё равно нет), то никаких критических последствий от данного шага не последует. На 1 сентября 2017 года норматив достаточности капитала банка "Зенит" Н1.0 равнялся 17,6 при минимально требуемом значении в 8,0. Кредит в 3 млрд рублей в абсолютном значении, конечно, не мал, но, по сравнению со всем кредитным портфелем (212,9 млрд рублей на 1 июля до вычета резервов), составляет всего 1,4%. Даже, если предположить, что банк по кредиту авиакомпании вообще не создавал никаких резервов, а теперь создаст на всю сумму кредита, норматив достаточности капитала снизится не критично.
Но это только в том случае, если отчётность банка достоверна. Да, отчётность банка "Зенит" за 2016 год заверена известной аудиторской компанией "Прайсвотерхаускуперс Аудит". Проблема только в том, что отчётность банка "ФК открытие" точно также была заверена не менее известной аудиторской компанией "Эрнст энд Янг". Что не помешало "Открытию" фактически обанкротиться всего через восемь месяцев по окончании отчётного периода. И подобных случаев за последние годы случилось масса, когда аудиторы заверяют отчётность, утверждают, что она достоверна, а всего через несколько месяцев банк дохнет, и временная администрация выясняет, что банк, на самом деле, дырявый насквозь. То есть, отчётность банка была фальсифицирована. Причём, как правило, фальсифицирована задолго до наступления развязки.
Получается, что аудиторы, в подавляющем большинстве своём, не замечают фальсификации отчётности. Или делают вид, что не замечают. Тогда зачем они вообще нужны, если они настолько некомпетентны и/или коррумпированы?
Но мы отвлеклись. Казалось бы, формально, 3 млрд рублей в масштабах банка "Зенит" – это не очень значительная сумма. Но я предлагаю вспомнить историю "Татфондбанка". Уж больно всё получается похоже. Вначале точно также казалось, что ничего страшного не произойдёт, и в отношении "Татфондбанка", у которого внезапно оказались заморожены вложения в облигации банка "Пересвет" (в результате фактического банкротства последнего) на сумму в 5 млрд рублей. Однако, затем выяснилось, что эта заморозка стала последней каплей. Соломинка сломала спину верблюда. "Татфондбанк" после этого поболел недолго, и сдох.
Суммы проблем примерно похожи, банки примерно похожи (даже из одного региона) – каков же будет результат? Скоро узнаем.
P.S.: Пресс-служба банка "Зенит" прислала свой комментарий по ситуации, сложившейся у банка с авиакомпанией: "Банк "Зенит" полностью закрыл риски, связанные с дефолтом по кредиту "ВИМ авиа". Таким образом, потенциальное банкротство "ВИМ авиа" не окажет влияния на финансовый результат банка "Зенит". Соответствующая информация имеется в распоряжении у ЦБ РФ. Тем не менее, мы ведём конструктивный диалог с кредиторами компании и государственными органами касательно дальнейшей судьбы авиакомпании".