В РФ сегодня есть много проблемных банков, в том числе среди крупнейших тридцати, сказано в презентации международного рейтингового агентства Fitch, представленной на его конференции.
Естественно, никаких имён Fitch не назвал. А жаль. После называния всего своими именами очистка российской банковской системы от нежизнеспособных кредитных организаций произошла бы гораздо быстрее. А так, медленное гниение будет продолжаться ещё очень и очень долго. Если, конечно, какое-либо внезапное событие (так называемый "чёрный лебедь") не ускорит данный процесс.
Впрочем, то, что проблемных банков в РФ ещё очень много, понятно и так, без презентации Fitch. Даже беглый просмотр отчётности российских банков по международным стандартам даёт основание говорить, что эти банки пытаются приукрасить своё реальное финансовое положение.
У кого-то, формально, низкая просрочка, но велика доля обесцененных кредитов. И они щеголяют своей низкой просрочкой, не привлекая внимание общественности к тому, что кредитный портфель в целом далеко не первой свежести. У кого-то на удивление низкая просрочка при том, что львиная доля кредитного портфеля выдана отраслям с повышенным риском (торговля, финансы, и всё, связанное с недвижимостью). Кто-то навыдавал кредитов другим бизнесам своих собственников, а эти бизнесы, что называется, не выстрелили. И, хотя сказать наверняка, сколько всего проблем в том или ином банке, изучая его исключительно снаружи, невозможно, понятно, что эти проблемы есть, и их очень много.
Зато, когда появляется возможность изучить банк изнутри, все проблемы становятся видны, как на ладони. Например, изучал бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев с партнёрами "Азиатско-Тихоокеанский банк" с целью понять, стоит ли такое добро покупать, и за какие деньги. И понял он, что данный банк цинично фальсифицирует свою отчётность. По его словам, в реальности,
"собственный капитал "Азиатско-Тихоокеанского банка" меньше, чем это опубликовано в его официальной отчётности, в 7 раз". Получается, что этот банк банкрот?
Но тщательно скрывают свои проблемы от общественности далеко не все. Кто-то честно отражает приближающийся к их кредитной организации 3,14-здец.
Так, например, по официальным данным, просрочка по ипотечным кредитам в среднем по банковской системе сегодня составляет чуть больше 1,5%. По неофициальным данным, реальная просрочка по ипотечным кредитам в российских банках сегодня составляет 3-5%. А у "Банка жилищного финансирования" на конец 2016 года она составляла 21,6% (смотри статью
"Тулин считает, что больших банков с "безнадёжной и опасной для общества" моделью ведения бизнеса не осталось. Это не соответствует действительности. Эпизод 2"). И лишь небольшая часть этой просрочки зарезервирована. Да, банк, конечно, изымает у проштрафившихся заёмщиков их недвижимость, и пытается её продать, чтобы вернуть себе свои деньги. Вот только получается это у него не очень хорошо. Продажи залоговой недвижимости падают, и прибыль от такой продажи получается получить не всегда.
Или, например, банк "Русский стандарт" честно написал, что доля обесцененных и просроченных кредитов в кредитном портфеле банка составляет 93,9% (смотри статью
"Отчётность банка "Русский стандарт" демонстрирует дальнейшее ухудшение ситуации. Он в очередной раз может начать испытывать проблемы с обслуживанием долга"). Да, кредитование уже давно не является для этого банка приоритетным направлением бизнеса. Но оно всё-таки занимает примерно третью часть от активов. Получается, что эту треть банк может смело выбросить в мусорное ведро почти целиком. И что после этого останется кредиторам и вкладчикам? Дырка от бублика?
По данным Fitch, всего на чистку банков, начиная с 2013 года, было потрачено более 2,7 трлн рублей (без учёта поддержки действующих банков). Из этой суммы, 1,4 трлн рублей было выделено на рекапитализацию санируемых банков с помощью кредитов ЦБ, 0,8 трлн рублей было выплачено вкладчикам за счёт фонда АСВ, и ещё 0,8 триллиона рублей было выплачено вкладчикам за счёт кредитов ЦБ.
Fitch утверждает, что государство могло сэкономить 0,5 трлн рублей, если бы некоторые из спасённых от банкротства банков были обанкрочены. Агентство дипломатично написало в презентации: "Решения о санации часто не очевидны". Можно вспомнить в качестве подобного примера банк "Пересвет".
Так что, то, что среди крупнейших российских банков есть проблемные – не является откровением. Знать бы наверняка, что это за банки, чтобы заранее перевести свои деньги в более надёжное место. Потому что из сложившейся практики невозможно предугадать наверняка, что будет делать ЦБ – спасать тот или иной банк от банкротства или уничтожать его. Это настолько непредсказуемо, что наводит на мысли о наличие внеэкономических и/или коррупционных факторов.
Правда, парочка имён, чьё будущее не определено, всё же известна уже сегодня. Это "Московский кредитный банк" и "Промсвязьбанк". Эти банки входили в аббревиатуру БОМП, входили в понятие "Московское кольцо". В августе из письма "аналитика Гаврилов" (это словосочетание, похоже, становится мемом), а, на самом деле, директора по работе с состоятельными клиентами управляющей компании "Альфа-капитал" Сергея Гаврилова стало известно, что "Есть большая вероятность, что ситуация вокруг них может быть окончательно решена уже этой осенью". Так что, ждём-с.