Мысль о том, что журналистика в современной России вырождается (если уже не выродилась) стала уже расхожей. Фразу "Не читайте до обеда советских газет" с успехом можно применить и к российским газетам. Они превратились в сливные бачки непроверенной информации и слухов непонятной достоверности и неизвестного происхождения. Журналисты обленились настолько, что не утруждают себя хотя бы минимальной проверкой информации, к ним поступающей.
Этим с некоторых пор стали активно пользоваться ньюсмейкеры. Они начали откровенно и цинично врать. Порой, чтобы понять, что ньюсмейкер врёт, не нужно даже ничего проверять. Это просто чувствуется кожей. Разумеется, если ты в курсе предыстории вопроса, и научен в школе и институте думать. Но, поскольку подавляющее большинство, и читателей, и журналистов, не знакомо с предысторией, и не научены думать (а думать научены не более 20% населения нашей планеты), то ложь ньюсмейкеров прокатывает на ура.
Это чем-то похоже по смыслу на "Экономику говна". Если кто не знаком с соответствующим текстом – погуглите и почитайте. Сначала производители стеснялись выпускать откровенное говно вместо обычных своих качественных товаров. Теперь уже почти никто не стесняется производить откровенное говно. Раньше, в 20 веке, этим "страдали" только китайские производители. В 21 веке научились делать говно почти все. Даже прославленные в прошлом немецкие автомобильные марки начали выпускать "одноразовое" говно. Не совсем, конечно, одноразовое. Тысяч двадцать километров оно проедет без капитального ремонта. То же и с инструментами. То же и с бытовой техникой. С одеждой. И прочим, и прочим. Производителей качественного товара, дорожащих своей репутацией, остались считанные единицы. Стоят их товары, конечно, безумно дорого на фоне одноразового говна. Но оно стоит того.
Но мы отвлеклись. Речь пойдёт не о машинках и стамесках, а о банковских пиарщиках. Тенденция превращения в унылое говно неизбежно докатилась и до них. Надобность в пиарщиках и пресс-службах с каждым годом лично у меня вызывает всё больше и больше вопросов. Зачем они нужны? Никаких мероприятий не проводят. Пресс-релизов не рассылают. На вопросы журналистов не отвечают.
Например, у нас в Санкт-Петербурге только один банк всё ещё проводит пресс-конференции – "Сбербанк". ВТБ24 совсем стух, хотя ещё в прошлом году что-то делал. А всякие "Альфы" и "Райфы" умерли, с точки зрения мероприятий для прессы уже давно. Хотя было время, когда они хотя бы пару раз в год что-то делали. Про остальных можно вообще не упоминать. Если раз в пятилетку соизволят показаться перед нашими очами – уже праздник.
Последним оставшимся барьером на пути полной и абсолютной бесполезности пресс-служб и пиарщиков до сих пор был пресс-релиз. Худо-бедно, какие-то банки занимаются их рассылкой. Конечно, их почти всегда необходимо перепроверять на вшивость и враньё. Об этом я написал чуть выше. Банки в последние годы врут чуть меньше, чем всегда. я не говорю о ситуации, когда в банке начинаются проблемы. Тут враньё хотя бы объяснимо с психологической точки зрения. Банки врут, даже когда у них всё хорошо. Например, пишут о повышении ставок по депозитам, но скрывают, что повысили ставки по одному депозиту, но одновременно снизили ставки по всем остальным. Мне даже пришлось создать отдельный раздел в меню, посвящённый подобному
"банковскому вранью".
Наконец, я подхожу к главному. К тому, из-за чего решил написать данный текст. Получил я на днях сообщение от пресс-службы банка. Официальное сообщение. Официальное, хотя бы потому, что начиналось с фразы "Добрый день, коллеги!", и заканчивалось фразой "Будем рады, если материал окажется вам полезным". Кроме того, это сообщение было первым в мой адрес от нового пиарщика в данной кредитной организации. В общем, официальней некуда. И что же я в нём вижу? Я вижу в нём коротенький текст о размещении банком бессрочных субординированных еврооблигаций, но со ссылкой не на сам банк, не на одного из руководителей банка, не на его пресс-службу, а на совершенно посторонние организации. Я вижу фразы "сообщал "Интерфакс", "рассказал "Ведомостям" человек, близкий к руководству банка", "поясняет представитель банка".
То есть, мне попытались "впарить" нечто не то, что не первой свежести, а уже бывшее в употреблении. Это при том, что каждый уважающий себя пиарщик просто обязан знать, что журналисты (в идеале, конечно, а не в современной РФ) стремятся найти эксклюзив, стремятся стать первыми, кто расскажет новость. А мне пытались впарить откровенное говно. И кто? Представители банка, входящего в первую тридцатку российских банков. То есть, работодатель, который должен стремиться найти лучших специалистов на рынке.
Вы требуете от меня назвать имя? С удовольствием. Родина должна знать своих героев. Это "Промсвязьбанк". Формально, текст был прислан Петербургской пиарщицей, но, поскольку сам текст в настоящее время размещён на сайте банка, то готовили его московские пиарщики. Пиарщики из центрального офиса банка. Увы, пресс-служба этого банка, что в Петербурге, что в Москве, очень и очень далека от идеала.
Что такое идеал, я вам сейчас говорить не буду. Если кому интересно – читайте соответствующие книги. Зато я могу сказать, как оценивают Санкт-Петербургские журналисты пиарщиков Санкт-Петербургского филиала "Промсвязьбанка". Я занимаюсь соответствующим рейтингом уже 13 лет, и накопил достаточно обширную статистику по этой теме (смотри таблицу
рейтинга банковских PR-специалистов за 2016 год и сводного рейтинга за 13 лет).
Итак, Елена Лукьянова занимала места 14, 18, 16, 14, 29. Причём, в её случае надо учесть, что это была её не основная работа, а дополнительная. В отличие от всех последующих, с позволения сказать, "пиарщиков". Олег Чупов занимал места 39 и 57. Ирина Озерова занимала места 25, 12, 12, 25. Денис Иванов занимал места 18, 27, 32. Анна Серебрякова занимала места 39, 18, 17. Работал также недолго в филиале Тит Коршиков. Как пиарщик, он, конечно, неплохой. Но вот как человек… в общем, говно он, как человек. Я ещё не встречал никого, кто остался бы доволен от общения с ним.
Из представленных цифр можно сделать однозначный вывод, что перечисленные граждане (кроме Лукьяновой, которая получила эти обязанности в нагрузку) совсем не блистали. Центральный офис банка ни разу палец о палец не ударил, чтобы найти в филиал профессионала. Впрочем, питерскому руководству филиала профессионал никогда и не был нужен. Они его всегда воспринимали, как ненужную и бесполезную нагрузку. Это я со знанием дела говорю, ибо одно время плотно с этим руководством общался.
Так что, я нисколько не удивлён подобному присланному сообщению. Это тенденция в этом банке. "Промсвязьбанку", похоже, качественная пресс-служба не нужна.