Восемь месяцев назад я, обнаружив, что поставки дизельного топлива в США в 2016 году падают, решил поискать графики, связанные с транспортом и перевозками в этой стране (смотри статью
"О положении дел в транспортной отрасли США. Кажется, в США назревает экономический кризис"). Выяснилось, что ситуация в этих отраслях к осени 2016 года сложилась неоднозначной. Нельзя было чётко сказать, что всё там хорошо, но и нельзя было чётко сказать, что всё там плохо.
Недавно прочитал текст на сайте http://www.zerohedge.com, в котором изучались другие графики, характеризующие экономику США. Давайте обновим графики, и посмотрим на них снова.
Авторы zerohedge обнаружили прямую зависимость между ростом кредитных портфелей американских банков юридическим лицам и ростом экономики США. Но авторы немного схимичили. В их статье используется обрезанный график, начинающийся примерно с 1989 года. Начиная с этого года, действительно, такая зависимость очень чётко прослеживается. Если же смотреть на график, построенный на всех имеющихся у федерального резервного банка Сент-Луиса данных, то до 1989 года такая тенденция прослеживается весьма слабо (смотри график
"Commercial and industrial loans"). Разве что, в середине 70-х годов видна такая зависимость.
Так вот, авторы zerohedge, обнаружив замедление темпов роста портфелей корпоративных кредитов (смотри график
"Динамика commercial and industrial loans"), и, показав ещё два графика, на которых динамика портфелей ипотечных кредитов и динамика портфелей автокредитов также замедляется, сделали далеко идущий вывод о том, что совсем скоро нас ждёт очередной экономический кризис.
График портфеля ипотечных кредитов действительно замедляется (смотри график
"Real estate loans"). Но замедление это, настолько призрачно, что и говорить пока не о чём. Особенно, если отобразить эту динамику на графике (смотри график
"Динамика real estate loans"). Исторические данные показывают, что замедление ипотечного кредитования иногда происходило и без всякого кризиса.
Портфель кредитов на покупку легковых автомобилей перестал расти (смотри график
"Automobile loans"). Правда, этот график ведёт свою историю всего лишь с января 2015 года, поэтому, на его основе вообще нельзя делать каких-либо выводов. А вот портфель кредитов на покупку всех видов автотранспорта продолжает расти (смотри график
"Motor vehicle loans").
Так что, авторы zerohedge нагнетают панику на пустом месте? Сгенерировали фейк? Не совсем. Просто, они, как в древней притче, решили изучить слона по одному лишь хоботу, игнорируя остальные части тела. Я не в силах привести все графики по самым различным секторам американской экономики, что доступны на сайте Federal reserve bank of St. Louis. Их там сотни, если не тысячи. Но добавить к хоботу ещё и хвост я вполне могу.
Рост портфеля кредитов на покупку всех видов автотранспорта почему-то не сказывается положительно на продажах автотранспорта. Падает всё – и продажи
"Тяжёлых грузовиков", и продажи
"Лёгких грузовиков", и продажи
"Легковых автомобилей". Естественно, что сокращаются и продажи автотранспорта в целом (смотри график
"Total vehicle sales").
Возможно, в том числе и из-за сокращения продаж легковых автомобилей, в США падают поставки бензина (смотри график
"Динамика поставок бензина в США"). И это происходит, несмотря на старт автомобильного сезона.
Просроченная задолженность по корпоративным кредитам начала расти (смотри график
"Nonperforming commercial loans"). Как раз примерно тогда же, когда начали замедляться темпы роста портфелей этих кредитов у банков (график приведён выше).
Индекс общих транспортных услуг перестал расти (смотри график
"Total transportation services index"). Теперь ситуация с этим индексом напоминает 2006-2007 год. Тогда точно также рост замедлился. Как раз перед кризисом. И это замедление отлично коррелирует с падением продаж тяжёлых и лёгких грузовиков (графики приведены выше). Перестал расти и индекс пассажирских перевозок (смотри график
"Passenger transportation services index"). И опять точно такая же ситуация наблюдалась в 2007 году, перед предыдущим кризисом. Перестал расти и индекс перевозки грузов (смотри график
"Freight transportation services index").
В общем, уже несколько секторов американской экономики явно демонстрируют замедление, аналогичное тому, что было в 2007 году, перед предыдущим кризисом. Что это, как не предвестник очередного экономического кризиса?