Совладелец "Бинбанка" Микаил Шишханов заявил, что размещение акций банка отложено до 2020 года. Почему именно до 2020 года? Ну, надо же было хотя бы какую-то цифру назвать.
Потому что, если верить российским чиновникам, то уже в следующем году российская экономика начнёт расти, а через год этот рост станет уверенным-уверенным. Эту точку зрения поддерживают и международные финансовые институты. Так, например, самые свежие прогнозы министерства экономического развития РФ гласят, что рост российской экономики в 2017 году составит 0,6%, в 2018 году – плюс 1,7%, в 2019 году – плюс 2,1%. Банк России даёт примерно такие же цифры: в 2017 – плюс 0,5-1,0%, в 2018 году – плюс 1,5-2,0%, в 2019 году – плюс 1,5-2,0%. "Европейский банк реконструкции и развития" (ЕБРР) более оптимистичен: в 2017 – плюс 1,2%, на 2018 год и 2019 год данных нет. "Международный валютный фонд" (МВФ) также оптимистичней российских властей – в 2017 – плюс 1,1%, на 2018 год и 2019 год данных нет.
То есть, если верить российским властям и уважаемым во всём мире экономистам, акции "Бинбанка" можно продавать инвесторам уже в 2018 году. Однако цифра названа другая. Почему?
В последние годы российские банки вообще перестали интересовать иностранных инвесторов. Они стремятся уйти из РФ. Каждый год кто-нибудь уходит (смотри текст
"Иностранным банкирам всё меньше и меньше нравится Россия. Очередной банк сворачивает операции. Настал черёд норвежцев"). Причём, их совсем не останавливает то, что продавать свои российские банки им приходится за гораздо меньшие деньги, чем было уплачено при покупке. До кризиса 2008-2009 годов, когда и произошли все покупки российских банков иностранными инвесторами, наши банки стоили, в среднем, четыре капитала. То есть, если собственный капитал банка был равен 100 млн долларов, то за него приходилось выкладывать 400 млн долларов. Сейчас же считается хорошей ценой половина капитала банка. И ещё надо учитывать, что капитал российских банков, выраженный в валюте, стал меньше из-за прошедшей в 2014-2016 годах девальвации рубля. Несмотря на то, что им приходится фиксировать убытки – иностранцы уходят.
И дело совсем не в непонимании инвесторами того, что банки будут из себя представлять в будущем. Дело в российской власти и в том инвестиционном климате, который они своими действиями и бездействием формируют. Климат отвратительный. Вести в нынешней РФ бизнес просто страшно. Потому что, его могут, или отобрать, или разорить. Каждый год растёт число уголовных дел против бизнесменов. Причём, эти уголовные дела в подавляющем большинстве не доходят до суда. Получается, что их заводят в основном для устрашения бизнесменов, чтобы они приняли "правильные" решения. Как только нужные решения принимаются, уголовное дело прекращается. Российские чиновники всех мастей, как обычно, говорят правильные слова. Но эти слова из года в год не превращаются в правильные дела. Наоборот, становится только хуже. Всё хуже и хуже.
Неудивительно, что с каждым годом в РФ закрывается всё больше и больше предприятий. Бизнесменам, не входящим в круг друзей (детства, юношества, молодости, времён Собчака) президента РФ Владимира Путина, всё чаще и чаще надоедает преодолевать сопротивление крайне недружелюбной среды. Чаша терпения предпринимателей оказалась переполненной ещё в 2012 году. Именно тогда инвестиции, сначала начали замедляться, а с 2014 года начали сокращаться (смотри график
"Динамика инвестиций в РФ в реальных ценах").
Это макроуровень. С него обычно начинают инвесторы, когда изучают саму возможность вкладывать свои деньги в ту или иную страну. РФ перестала быть инвестиционно-привлекательной с 2014 года, когда начала нарушать международное право, свои собственные международные обязательства (в частности, Будапештский меморандум), обычаи, гласно и негласно принятые всем цивилизованным миром после второй мировой войны.
Есть ещё отраслевой уровень. Если инвестор принимает принципиальное решение что-то купить в данной стране, дальше он начинает изучать отрасли. Так вот, банковская отрасль в РФ в последние годы тоже перестала быть инвестиционно-привлекательной. Приведу всего несколько графиков для наглядности.
"Просроченная задолженность" в целом растёт,
"Просроченная задолженность физических лиц" также растёт,
"Количество банковских офисов (точек продаж) в РФ" падает. Если сами банки сокращают свои инвестиции в развитие сети офисов, почему инвесторы должны давать банкам деньги? На что давать? На закрытие гигантских дыр?
И тут мы приходим к рассмотрению уже конкретного банка. На минуточку закроем глаза на то, что и вся наша страна в целом сегодня не является инвестиционно-привлекательной. Закроем также глаза на то, что и банковская отрасль в нашей стране не является инвестиционно-привлекательной. Предположим, оба эти пункта решены инвестором положительно, и он начинает рассматривать "Бинбанк". И что он видит? Если он не совсем тупой (а совсем тупые люди с большими деньгами, конечно, встречаются, но их не большинство), то он видит, что у "Бинбанка" есть проблемы, на которые регулятор почему-то сегодня закрывает глаза (смотри статью
"Бинбанк" умер. Да здравствует "Бинбанк"?"). С одной стороны, это может означать, что у банка во власти есть очень серьёзный покровитель, решающий его проблемы. Но, с другой стороны, сегодня он есть, а завтра его может уже не быть, а проблемы останутся. И как их решать в новой обстановке? Поэтому, если инвестор не совсем тупой, он скажет что-то типа "Да ну нах", и пойдёт искать другой банк. Но, поскольку, и страна в целом, и банковская отрасль в частности сегодня не является инвестиционно-привлекательной, то очередь до банка просто не доходит.
Конечно, Микаил Шишханов всего вышеизложенного никогда не скажет. Ему же надо продать кусочек банка как можно дороже. Поэтому, все плюсы выпячиваются, все минусы по возможности прячутся или ретушуются. Но говорить, почему откладывается IPO приходится. Так и возникают слова о "преломлении понимания бизнес-модели банков в будущем". Красивые слова, ничего не скажешь. Вот только к реальному положению конкретного банка, всей банковской отрасли, и страны в целом, никакого отношения они не имеют.
Что будет в 2020 году? Произойдёт ли тогда IPO "Бинбанка"? Это неверная постановка вопроса. Более правильно будет спросить – сколько к тому году останется в РФ банков, и будет ли среди них "Бинбанк"? Я не знаю ответов на эти вопросы. Но если меня спросить, "Сколько денег я бы вложил в "Бинбанк" сегодня, если бы представилась такая возможность?" – на этот вопрос я легко могу ответить. Ноль рублей и ноль копеек. Я не верю в будущее этого банка.