На инвестиционном форуме "Россия зовёт!" президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин пожаловался на постоянные претензии со стороны западной прессы, которая утверждает, что, Кремль (или даже сам президент РФ Владимир Путин) даёт банку ВТБ указания, кого и как кредитовать. На это Путин ответил: "Если бы мы давали соответствующие указания по оперативному управлению, по оперативной деятельности банковских учреждений с госучастием, то тогда, думаю, что и кредитование инвестиционной деятельности со стороны банков было бы другое". А дальше Андрей Костин выдал феерический комментарий: "Если бы вы давали указание, банк "ВТБ" работал бы ещё лучше, Владимир Владимирович, это абсолютно точно, я в этом не сомневаюсь, на самом деле".
Что в этом фееричного? Достаточно посмотреть на судьбу "Внешэкономбанка" (ВЭБ). Она, эта судьба, очень печальна (смотри статью
"По слухам, "Внешэкономбанк" перестал выдавать новые кредиты и прекратил финансирование большинства текущих проектов. Банк попытался опровергнуть слух, но дыма без огня не бывает"). И печальной она стала как раз из-за того, что государство давало приказы, какой именно проект следует кредитовать. ВЭБ в итоге превратился в своего рода кассу по бесплатной раздаче денег. Причём, деньги, в значительной мере, получали компании, бенефициарами которых является весьма узкий круг олигархов.
Кредитование изначально нерентабельных проектов (к примеру, олимпиады в Сочи) в результате превратило ВЭБ в склад плохих долгов. Докредитовались в итоге до почти банкротства этого, так называемого, института развития. Это признаёт даже руководство ВЭБа. "Зелёный портфель, который обслуживается в срок и не требует реструктуризации, составляет не больше 20%", – заявил в июле 2016 года глава госкорпорации Сергей Горьков. Это значит, что 80% всех активов банка – как минимум, не первой свежести. А какая-то часть – откровенный мусор. Токсичные активы ВЭБа тогда оценивались Горьковым на сумму не менее 800 млрд рублей. "Скажем так, это – часть", – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Неоднократно всплывала информация, что, для спасения "Внешэкономбанка", может потребоваться, в общей сложности, аж 1,5 трлн рублей. Из-за этих финансовых проблем был уволен предыдущий руководитель ВЭБа Владимир Дмитриев. Хотя он просто исполнял приказы российской власти.
И вот, на фоне этой дурно пахнущей истории, которая происходит прямо у нас на глазах, Андрей Костин предлагает её полностью повторить? Зачем? Чтобы угробить ещё один банк?
Впрочем, если вспомнить так называемые "Панамские документы" (смотри статью
"ВТБ обвиняется в причастности к сомнительным операциям"), то нельзя сказать, что ВТБ полностью свободен от указаний президента РФ.