|
2.08.16/02:06 Стресс-тесты европейских банков – расслабляться не стоит, ибо нельзя исключать подгонку исходных условий для получения благоприятных результатов
"Европейский банковский регулятор" (European banking authority – EBA) провёл очередной стресс-тест нескольких десятков европейских банков. Результаты должны были показать, насколько устойчивы крупные банки ЕС к неблагоприятным экономическим потрясениям. Потрясением в EBA сочли следующее ключевое условие стресс-теста: падение реального ВВП Евросоюза в 2016 году на 1,2%, усиление падения в 2017 году до 1,3%, а уже в 2018 году должен начаться скромный восстановительный рост реального ВВП на 0,7%. Если эти цифры являются потрясением для европейской экономики, то я, как говорится, "испанский лётчик". Конечно, в текущем году вряд ли мы увидим падение реального ВВП, заложенного в так называемом пессимистическом сценарии. По-хорошему, стресс-тест надо было считать не за 2016-2018 года, а за 2017-2019 года.
Но даже не это главное. Главное – весьма мягкие условия стресс-теста. Настолько мягкие, что называть этот тест стрессовым лично у меня язык не поворачивается. Посудите сами: в 2009 году падение реального ВВП в Евросоюзе составило 4,4%. Вот это был настоящий стресс для европейской экономики и европейских банков. По сравнению с этим стрессом падение ВВП на 1,2%, и даже на 1,3%, кажется детским, игрушечным, не серьёзным. Поэтому, и к полученным результатам надо относиться соответственно.
И, тем не менее, результаты получены. Какие они. В тесте принимало участие 51 банк, название подавляющего большинства которых никому в России ничего не скажет. Зато в России в том или ином виде присутствуют несколько дочерних и внучатых банков из протестированных. Вот о результатах этих банков коротенько и расскажем.
Худший результат по пессимистическому сценарию стресс-теста из представленных в России банков показал австрийский Raiffeisen‐Landesbanken‐Holding GmbH. Холдинг, в который входит этот банк, представлен в России "Райффайзенбанком". Достаточность капитала австрийского банка при реализации негативного сценария к концу 2018 года может снизиться с 10,20% до 6,12% (или на 4,08 процентных пункта) при минимально необходимых 5,5%.
Следующий в списке – итальянский Unicredit S.p.A., представленный в России "Юникредит банком". У итальянского банка достаточность капитала может снизиться с 10,38% до 7,10% (на 3,28 п.п.).
Потом мы видим французский Societe generale S.A., представленный в России "Росбанком", "Русфинанс банком" и банком "Дельтакредит". У французского банка достаточность капитала может снизиться с 10,91% до 7,50% (на 3,41 п.п.).
Опосля идёт немецкий Deutsche Bank AG, представленный в России "Дойче банком". У немецкого банка достаточность капитала может снизиться с 11,11% до 7,80% (на 3,31 п.п.).
Немного погодя мы видим английский HSBC Holdings, представленный в России "Эйч-эс-би-си банком". У английского банка достаточность капитала может снизиться с 11,87% до 8,76% (на 3,11 п.п.).
Дальше идёт венгерский OTP Bank Nyrt., представленный в России "ОТП банком". У венгерского банка достаточность капитала может снизиться с 12,94% до 9,22% (на 3,72 п.п.).
Вслед за ним мы видим немецкий Volkswagen Financial Services AG, представленный в России "Фольксваген банком рус". У немецкого банка достаточность капитала может снизиться с 11,67% до 9,55% (на 2,12 п.п.).
Затем идёт ещё один итальянский банк – Intesa Sanpaolo S.p.A., представленный в России "Банком Интеза". У итальянского банка достаточность капитала может снизиться с 12,47% до 10,21% (на 2,26 п.п.).
После расположен шведский банк Nordea Bank – group, представленный в России "Нордеа банком". У шведского банка достаточность капитала может снизиться с 16,45% до 14,09% (на 2,36 п.п.).
Казалось бы, ничего страшного с банками, имеющими дочек и внучек в России, произойти не должно. Никто из них не должен нарушить нормативов. Никто из них не должен обанкротиться. Но так кажется только до тех пор, пока мы верим в то, что падение реального ВВП в Евросоюзе в ближайшие три года не превысит 1,3%.
А вот если европейская экономика повторит результаты 2009 года (напомню ещё раз – падение ВВП Евросоюза тогда составило 4,4%), то ситуация может измениться. И, скорее всего, слово "может" в предыдущем предложении будет лишним. В этом случае нельзя исключать того, что банки, перечисленные первыми, нарушат нормативы, в том числе норматив достаточности капитала. Смогут ли они найти достаточно денег для пополнения капитала? Неизвестно. Смогут ли им помочь государства, в которых расположены их штаб-квартиры? Неизвестно.
А если итоги 2009 года по падению ВВП Евросоюза будут превышены, то будущее банков из верхней части списка будет выглядеть весьма туманным. Смогут ли они вообще пережить будущий кризис? Неизвестно. Скажете, что это невозможный сценарий? Ой ли? Сколько в мировой истории было, якобы, невозможных событий, но, тем не менее, случившихся? Достаточно вспомнить историю "Титаника". Его конструкторы хвалились, что этот лайнер не может утонуть. Однако, он утонул. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|