Шесть из девяти недавно опубликованных по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) отчётов за 2015 год банков из топ-50 не понравились аудиторам. Они сделали замечания и оговорки относительно качества раскрытия данных и соответствия требованиям ЦБ. То, что отчётность по МСФО не является панацеей, и допускает вольные трактовки, умным людям известно уже давно. Лично я это понял в далёком уже ноябре 2009 года, когда решил изучить отчётности нескольких крупнейших банков (смотри статью
"Стресс-тестирование отчётности российских банков по МСФО или как скрывают банки свою просроченную задолженность").
Наконец, об этом вслух заговорили и аудиторы, до того молчавшие, как партизаны. То ли совесть у них проснулась, то ли им надоело получать упрёки в некомпетентности, когда разоряется их очередной клиент. Но факт остаётся фактом.
KPMG пожаловался на то, что "СМП-банк" не раскрыл ему достаточной информации по кредитам на сумму 1,9 млрд рублей, а также не провёл оценку по справедливой стоимости некотируемых долевых ценных бумаг на сумму 2,34 млрд рублей.
EY (бывшая Ernst & Young) сделал замечания о недоформировании резервов по РСБУ "Связь-банку" (в размере 11 млрд рублей) и "Глобэксу" (в размере 14,6 млрд рублей). Формирование резервов полностью привело бы к нарушению нормативов банков по достаточности капитала.
EY считает, что существуют неопределённости, которые могут вызвать значительные сомнения в способности банка "Траст" продолжать свою деятельность непрерывно. Если перевести эту фразу на обычный язык, то аудитор сомневается в жизнеспособности банка "Траст".
А ещё выяснилось, что у некоторых банков прибыль за 2015 год была исключительно бумажная. Так, "Уралсиб" показал прибыль в размере 16,9 млрд рублей, однако, если учесть то обстоятельство, что банк отразил в своих доходах полученную от АСВ помощь в размере 50 млрд рублей, то результаты банка на самом деле будут совсем иные. Отрицательные. Аналогичная ситуация сложилась у "СМП-банка", показавшего прибыль в размере 40,8 млрд рублей. Доход от АСВ составил 40 млрд рублей. Но в этом случае банк хотя бы остался в маленьком, но плюсе.
В общем, ничего удивительного. То, что российские банки создают недостаточно резервов, я написал ещё месяц назад (смотри статью
"Гигантский рост прибыли российской банковской системы в 1 квартале получен банальным рисованием отчётности. Радоваться, на самом деле, нечему"). Системный банковский кризис постепенно накрывает всю отрасль. Пока это не слишком заметно для широких масс общественности. Пока это видно только специалистам. Но то, что уже даже аудиторы начали возмущаться рисованной отчётностью, говорит о многом.
Последними о гигантских проблемах в российских банках узнают, как обычно, население и надзорный блок ЦБ. Этот самый блок вообще пока что был замечен только на поприще похорон уже давно сгнивших банков. Ни лечением, ни профилактикой, он не занимается. По крайней мере, это не заметно.