Причём, нельзя сказать, что Иван Чакаров безумный оптимист, оторвавшийся от реальности. Нет, до российских чиновников ему очень далеко. Те врут, и даже не краснеют. Или просто не понимают, что в реальности происходит, или за годы работы чиновником так поднаторели на лжи, что у них говорить ложь получается так же естественно, как дышать (смотри статью
"Алексей Улюкаев нашёл седьмое дно российской экономики").
Иван Чакаров достаточно хорошо понимает существующие в российской и мировой экономики риски. И даже может некоторые из них честно и открыто указать. Его для этого даже не надо, что называется, к стенке прижимать. Сам рассказывает. Но делает он это без особого энтузиазма. Виду, конечно, не показывает. Но это чувствуется. Опять же, что называется, кожей чувствуется. Не нравится ему негатив говорить. Ведь он отличный продавец. Ему нужно продать услуги банка клиентам. Для этого надо расписать товар с самых лучших сторон. Показать его, что называется, лицом. Но при этом, чтобы не появилось даже малейших подозрений в необъективности, приправить блюдо чуточкой негатива. Совсем чуть-чуть. Для приятной остроты. После его презентаций экономики России, человек не слишком искушённый в экономике нашей страны, обязательно захочет что-нибудь купить. Облигаций или акций – не важно. Это зависит от предпочтений самого инвестора. Главное – такое желание обязательно возникнет. Супер продавец.
Но, когда его слушает человек, очень хорошо разбирающийся в российской экономике, он не может избавиться от ощущения когнитивного диссонанса. То, что произносится Иваном, кардинально расходится с тем, что наблюдается собственными глазами. Что же он такого рассказал?
По его словам, 2015 год был очень тяжёлым годом. Никто не хотел говорить о России. Когда он пытался об этом поговорить, все просили сменить тему. На что угодно. На тот же Казахстан. Потому что год назад все думали, что в России всё будет очень плохо. Все, кроме него самого. Он лично верил в Россию. А вот в 2016 году всё кардинально изменилось. Институциональные инвесторы в марте были уже очень позитивно настроены. И не только потому, что выросла цена на нефть. По его словам, есть более фундаментальные причины – РФ дала лучший ответ на вызовы. Аналитики Citibank рассматривали несколько стран (в частности, Чили, Бразилию, Мексику), и решили, что РФ среди них была лучшей.
Это очень странно. Из перечисленных стран только у РФ в 2015 году наблюдалось падение ВВП. А инфляция только у нашей страны имела двузначное значение. У Чили в 2015 году ожидался рост ВВП на 5,9% при инфляции 3,2%. У Бразилии соответствующие цифры – +1,4% и 5,9%. У Мексики – +5,5% и 3,6%. У РФ падение ВВП составило 3,7-3,8%, а инфляция превысила 12%. Как на фоне таких результатов можно говорить о том, что именно РФ дала лучший ответ на вызовы – я, честно говоря, не понимаю. Это абсолютно не логично. Цифры свидетельствуют о том, что РФ дала самый плохой ответ на вызовы. Она провалила экзамен. Власть РФ показала свою абсолютную профессиональную непригодность. Это первый когнитивный диссонанс.
Дальше пришёл черёд чуточки той самой объективности. Иван Чакаров сказал: "Мы думаем, что рынки будут волатильными. Реформы [в РФ] не будут [начаты] сейчас. Они будут [начаты] только после президентских выборов".
Фраза про волатильность – это из любимого набора фраз "Капитана очевидность". Рынки чаще всего волатильны. То идут вверх, то падают вниз. Это если воспринимать термин "волатильность" буквально, в его изначальном смысле. Если же понимать этот термин так, как понимают его аналитики (словом "волатильный" аналитики обозначают падающий рынок), то и с такой интерпретацией будущего можно согласиться. Да, в ближайшие пару лет все рынки (как товарные, так и фондовые) будут вести себя очень плохо. Они, в основном, будут падать. С периодическими отскоками вверх, естественно.
И с фразой про откладывание реформ в РФ в долгий ящик тоже вполне можно согласиться. Это, вообще, общее явление для политиков – откладывать старт любых реформ на как можно более поздний срок. Желательно, отдать эту ношу следующему политику. Правда, в нашем случае следующий политик (другой, в смысле, и по фамилии, и по проводимой политике) – это оксюморон. По крайней мере, так считается на данном этапе.
Дальше Иван Чакаров привёл в качестве положительного фактора накопление Россией в 2015 году золотовалютных резервов (ЗВР). "Это замечательно", – сказал он. Особенно это замечательно, по его мнению, на фоне прогноза от рейтингового агентства Moodys, которое в январе 2015 года предрекло снижение ЗВР на 200 млрд долларов. Я не ленивый, посмотрел на график
"Динамики золотовалютных резервов России". Посмотрите и вы. Из него получается, что Иван одновременно прав, и не прав. Прав в том, что резервы действительно росли большую часть года, с апреля по октябрь. А неправ в том, что они, якобы выросли. Не выросли они, а упали. Упали на 18,2 млрд долларов, с 386,2 млрд долларов до 368 млрд долларов. Это, конечно, меньше предсказанного Moodys (как известно в русскоязычной среде, хорошую компанию словом "Муудиз" не назовут), но это всё-таки падение, а не рост.
Дальше Иван Чакаров рассказал про приватизацию. По его мнению, правильная приватизация – это открытая приватизация, без ограничений для иностранных инвесторов. Но, если государство считает необходимым сохранить 20-25% акций в своей собственности, то это не является проблемой. Это вполне распространённая во всём мире ситуация. Главное – открытость. Приватизация властям нужна для пополнения бюджета. Они хотят получить от приватизации 1 трлн рублей.
Со всем этим сложно спорить. Всё сказано разумно. Но это теория. А вот что получится на практике с приватизацией, сказать практически невозможно. Все последние 15 лет российские власти делали всё, чтобы уничтожить в стране инвестиционный климат (смотри статью
"Очередной удар по инвестиционному климату в России. Которого уже давно нет"). Поэтому, их способность выручить значимые деньги от продажи собственности вызывает очень большие сомнения. Но даже если им это удастся, всего один трлн рублей их не спасёт. Дефицит бюджета по итогам 2016 года может составить аж 5 (пять) трлн рублей (смотри статью
"Путин снова провёл "ночное" совещание по экономике. Бюджетная катастрофа января – не случайность, а закономерность. Февраль оказался столь же плачевным").
Ну, а дальше Иван Чакаров вернулся к своим сладким сказкам. Их, наверное, приятно слышать российским чиновникам. Сладкие сказки помогают им убедить самих себя, что никакие реформы делать не надо, само всё рассосётся. Но вот, насколько эти сказки соответствуют реальности? Официальный прогноз Citibank по нефти на конец 2016 года – 52 доллара за баррель, на конец 2017 года – 65 долларов за баррель. Исходя из этого, в банке считают, что падение ВВП РФ в 2016 году составит всего 0,5% (как подчеркнул Иван, консенсус-прогноз на текущий год – падение на 1,5%), а в следующем году в банке ожидают даже роста ВВП на 2,0%. Исходя из среднегодовой цены нефти в текущем году в 40 долларов за баррель, дефицит бюджета РФ в банке оценивают в цифру 3,7 трлн рублей.
Со средней ценой нефти в 2016 году (40 долларов за баррель), в принципе, даже можно согласиться. Если, конечно, она в нынешнем году дорастёт до 60. Что вполне реально. Не в следующем, а именно в текущем году. В следующем году всё будет гораздо хуже. А вот в озвученную цифру дефицита что-то не верится. Это второй когнитивный диссонанс. В принятом бюджете зафиксирована цифра в 2,361 трлн рублей. А по факту, по результатам первого квартала получился дефицит в размере примерно 1,1 трлн рублей. Если просто умножить эту цифру на 4, то получится 4,4 трлн рублей. Но интуиция подсказывает, что в реальности дефицит будет больше. Год-то предвыборный. Избирателей надо задобрить. И не только обещаниями, потому что ими сыт не будешь. Задабривать избирателей во всех странах принято деньгами.
Ещё меньше верится в цифры падения и роста ВВП. Это третий когнитивный диссонанс. Минус 0,5% в нынешнем году – это сказка. Красивая, но не реальная. Консенсус-прогноз (-1,5%) гораздо ближе к реальности, но и он уже сейчас кажется излишне оптимистичным. Слишком не профессиональны действия российских властей, чтобы верить в такие сказки. Они делают всё, чтобы стране, и населяющим её народам было как можно хуже. И они успешно справляются с этой задачей. Выше уже были показаны цифры изменения ВВП и инфляции в 2015 году в Чили, Бразилии, Мексике. Во всех трёх странах власти гораздо лучше российских справляются с экономическими вызовами. Мой личный прогноз – ВВП РФ в 2016 году упадёт на 4%.
И в 2017 году ВВП РФ также упадёт. На сколько? Пока сказать сложно, так как не понятно поведение мировой экономики. Если она скатится в очередной кризис, мы упадём больше. Если не скатится – упадём меньше. Правда, с учётом того, что, согласно теории Эллиотта, нефть в 2017 году будет находиться в диапазоне 10-20 долларов за баррель, то ничего хорошего сказать про мировую экономику будет нельзя. Такая цена на нефть означает наступление мирового экономического кризиса. Что будет с российским ВВП в таких условиях, даже думать страшно. Ведь в прошлом году наша экономика начала падать, когда весь остальной мир чувствовал себя достаточно хорошо.
На этом записи высказываний Ивана Чакарова заканчиваются. Не могу я конспектировать сказки. Но точно помню, что он не верит в то, что рубль будет стоить больше 100 рублей за доллар. Зря не верит. Только масштабной девальвацией рубля можно справиться с огромным дефицитом бюджета, который (масштаб дефицита) виден уже сейчас невооружённым взглядом. Так что рубль не только превысит 100 рублей за доллар. Он пойдёт и дальше. Первая цель там – 125 рублей за доллар. Но и это не предел. Всё только начинается.
И, напоследок, снова о прогнозе Citibank по нефти. Аналитики этого банка, как и подавляющее большинство аналитиков, научились лишь аппроксимировать движения рынка. Если прямо сейчас рынок растёт, то прогноз таких аналитиков предполагает рост рынка и в будущем. Если прямо сейчас рынок падает, то прогноз таких аналитиков предполагает падение рынка и в будущем. Если рынок внезапно меняет динамику на противоположную, то все предыдущие прогнозы таких аналитиков забываются, и они начинают аппроксимировать движение рынка в противоположную сторону. Классический случай произошёл в 2008 году. Когда нефть росла к 150 долларам, все трубили о том, что очень скоро нефть вырастет до 200 долларов. Когда же она в июле развернулась на 143,95 долларах (нефть марки Brent), и покатилась вниз, все тут же забыли о своих прогнозах по 200 долларов, и начали говорить, что всё, никаких 200 долларов больше никогда не будет, а теперь будет 20 долларов. Когда в декабре нефть развернулась и начала расти, опять все забыли про свои апокалиптические прогнозы. Так что верить аналитикам надо с большой осторожностью. Они в принципе не способны предсказать точку разворота рынка.
Ну, а что касается главного экономиста Citibank по России Ивана Чакарова, то зовите его, когда у вас хандра, депрессия, и плохое настроение. Он вам его обязательно улучшит. Если вы не разбираетесь в экономике.