Сертификат (от латинского cerifico – «удостоверяю, подтверждаю») соответствия продукции в России чаще рассматривается как вынужденная мера. Но количество сертификатов, оформленных по инициативе производителя/продавца товара, растет. С чем это связано?
Как показывает западный опыт, только добровольная либо обязательная сертификация продукции решает многие долгосрочные задачи серьезных компаний. Она обеспечивает допуск на внешние рынки, конкурентным преимуществом, имиджевым инструментом. Но чтобы воспользоваться всеми «благами» системы сертификации, надо обстоятельно разобраться с ее целями, задачами и процедурой.
С позиции предприятия: три причины сертифицировать продукцию
Вопрос первый: почему сертификация нужна, а в некоторых случаях, согласно регламентам и ГОСТ обязательна? Аргументы законодателя понятны: государство как гарант социальной защиты населения, обязано отслеживать уровень качества товаров, предлагаемых гражданам.
А почему сертифицировать продукцию стоит и надо с позиции предприятия? Если речь о получении сертификата соответствия Таможенного союза или РФ, причины очевидны: без документального официального компетентного подтверждения качества продуктов либо условий их изготовления ими невозможно торговать. А что мотивирует предпринимателя на добровольную сертификацию?
- Перспективы выгодного партнерства. Наличие сертификационных документов в ряде случаев является требованием инвестора/заказчика (крупного, долгосрочного).
- Дополнительная ступень проверки качества. Это в интересах производителя и продавца – вовлечь в процесс сертификационный орган (как независимого эксперта), чтобы протестировать свои показатели качества, и в случае обнаружения «узких мест» заняться их устранением.
- Конкурентное преимущество. Рекламе верят только 30% потенциальных покупателей, сертификату – более 80%.
Цель и задачи системы сертификации
Что до базовой цели оформления сертификата качества, то обязательный документ нужен для беспрепятственной реализации товара на торговых рынках России и СНГ. Сам он в данном случае оформляется как сертификат или декларация соответствия и выполняет три базовые задачи:
- гарантирует нормальный провоз продукции через границы с соседними государствами или по областям России;
- страхует от выплат штрафов и арестов товара, связанных с отсутствием подтверждения его качества;
- открывает доступ к официальным контрактам на долгосрочные поставки товара.
Добровольный сертификат
Добровольный сертификат преследует несколько иные цели: завоевание новых позиций на выбранных рынках. Его задачи можно свести к пяти пунктам.
- Упростить процесс переговоров с крупным покупателем о качестве и ценах.
- Проверить свое качество (экологичность товара, систему менеджмента, квалификацию персонала).
- Оптимизировать процессы производства или предоставления услуг.
- Привлечь в бизнес постоянных заказчиков.
- Упростить процедуры проверок контрольными органами.
Алгоритм действий по сертификации
Программа сертификации товара (менеджмента, персонала) сводится к трем этапам (исключение – оформление декларации соответствия). На первом компания (производитель, продавец, дистрибьютор) подает заявление в сертификационный центр (проверить его аккредитацию всегда можно на сайте Росаккредитации).
Вторая стадия – проведение проверки:
- посещение сотрудниками компетентного аккредитованного сертификационного органа площадок работы организации;
- оценка условий работы заявителя;
- сбор образцов товара для тестов.
Третий шаг – «лабораторные работы»: в специальных исследовательских центрах квалифицированные сотрудники сертификационной компании проводят испытания, исследования и проверку качества товаров. На выходе – акт подтверждения качества, выдача сертификата соответствия (безопасности).