Президент ТПП РФ Сергей Катырин так высказался о необходимости созыва целевой конференции: «По данным ВЦИОМа, сейчас уровень коррупционности в нашей стране снижается. Отрадно, что сами предприниматели проявляют осознанность в вопросах борьбы с коррупцией. Свидетельство тому - постоянно расширяющийся круг подписантов Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Так российский бизнес поддержал усилия Президента РФ и Правительства РФ, направленные на пресечение коррупции, продемонстрировал высокую готовность к открытому диалогу и совместной с регуляторами работе по приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами и повышению нетерпимости к коррупции в деловой этике».
Если вдуматься, в тенденции снижения коррупционной составляющей нет ничего необычного. Ведь, в сущности, коррупция – это весьма тяжкая нагрузка на бизнес. И отнюдь не способствующая его развитию. Точнее – не способствующая развитию качественной составляющей бизнеса, но, безусловно «помогающая много зарабатывать» участникам коррупционных схем.
Только вот к бизнесу, который вынужден не только работать, но и интенсивно развиваться в условиях «вынужденного импортозамещения», подобные «предприятия» не имеют ровно никакого отношения. И при этом содержит в себе высокую степень обоюдоострой социальной опасности, как для «бизнесмена», так и для «держателя возможностей» - чиновника. Яркий тому пример – дело «красногорского стрелка». Совершенно дикий случай, но весьма ярко характеризующий сущность коррупции.
Помимо «социальной опасности», «услуги» коррупционеров практически непредсказуемы, поскольку не регулируется ничем, кроме прихоти и аппетитов самого коррупционера. «Годами складывавшийся тариф на услуги чиновников» - миф. Сказки для бедных. Не более чем удобная отмазка для «бизнесменов», кои привыкли «развиваться» исключительно благодаря «связям в администрации» различных уровней, от муниципального до краевого.
В силу спонтанности человеческих желаний, «цену лояльности» местной власти, или отдельных ее представителей, предпринимателю бывает довольно трудно учесть в издержках предприятия, и уж тем более – спрятать от внимания «компетентных органов». Поэтому довольно часто люди, вынуждаемые властью совершать преступления, – давать взятки и «откаты»,- рано или поздно предстают перед той же властью в качестве обвиняемых по экономическим преступлениям. Или за то, что упорно не желают давать взятки и «откаты»… Ну не парадокс ли?
Разумеется, речь идет в основном о малом и среднем предпринимательстве: «большой бизнес» так или иначе аффилирован с властью в любой стране мира. И, естественно, разного рода «плановым проверкам» - одной из основных причин возникновения коррупции - подвержен в гораздо меньшей степени, нежели малый и средний. Малый же и средний бизнес, в условиях написанной «американскими экспертами» ельцинской конституции, делать честно и открыто – практически невозможно. Потому что такого, как в России, количества «проверяющих» и «надзирающих» за бизнесом инстанций нет ни в одной развитой стране мира!
Справка: в СССР, при численности населения на 1 января 1991 года в 290,1 млн человек, количество чиновников составляло 1,64 млн человек, то есть по 1 чиновнику на 177 человек населения. Это при почти 100%-ной занятости населения! В сегодняшней России, при населении в 146,3 млн. человек, количество чиновников составляет 1,46 млн (по данным Росстата), то есть, по 1 чиновнику на 100 человек при официальной безработице 5,3%, а неофициальной в 8,1%. В сельской местности процент безработных еще выше…
О пагубности коррупции можно рассуждать долго. О причинах ее возникновения, о механизмах функционирования написаны тома различных исследований, например, практически ежегодно выходящие отчеты Центра изучения региональных проблем (ЦИРП). /Однако «воз» этих проблем долгое время оставался на месте: столоначальники среднего звена почти открыто игнорировали требования Президента – искоренять коррупцию на местах. Или изобретали различные пути обхода этих требований.
Сегодня ситуация изменилась. И наш бизнес, во многом благодаря усилиям ТПП РФ в поддержке и защите прав малого и среднего предпринимательства, все чаще проявляет принципиальность в борьбе с коррупцией. На сегодня только по линии ТПП РФ Хартию подписали около 2-х тысяч организаций, таких как Алроса, Вымпелком, МТС, Теле2, Детский мир, автомобильная группа Авилон, Россети и другие.
Но и центральная власть наконец-то прислушалась к голосу бизнеса: появление «Антикоррупционной хартии» поддержано руководством страны, и ныне рассматривается как одно из направлений реализации Россией положений Конвенции ООН против коррупции.
Поддержка властью инициативы ТПП РФ очевидно плодотворна: по данным ВЦИОМа, уровень коррупции в стране снижается. Появилась реальная надежда, что высокие призывы к борьбе с мздоимством не обернутся пустыми лозунгами, а прилагаемые усилия не выйдут «в свисток».
«Таким образом, сегодня можно говорить, - заметил Сергей Катырин в своем выступлении на конференции, - и о целенаправленной работе государства по борьбе с коррупцией, и об активности деловых кругов. Это весомо, поскольку данная проблема представляет собой не столько барьер для деятельности отдельных компаний, сколько существенное препятствие для экономического развития всей страны».