В октябрьском докладе Столыпинского клуба предложен комплекс мер, которые, по мнению авторов, позволят России расти на 10% в год. Авторы доклада предлагают отказаться от политики затягивания поясов и ограничения денежной массы в пользу масштабного стимулирования экономического роста. Метод прост и понятен – российский вариант количественного смягчения.
Массированным вливанием денег в экономику планируется добиться новой индустриализации и проведения масштабного импортозамещения в аграрно-промышленном комплексе, автомобилестроении, стройматериалах, высокотехнологичном машиностроении, информационных технологиях, химической промышленности. Также денежный дождь прольётся на жилищное строительство и инфраструктурные проекты. Авторы хотят достичь более глубокой переработки сырья. Чтобы стимулировать продажу сырья на внутреннем рынке с целью переработки его внутри страны, предлагается установить высокие экспортные пошлины на сырье (газ, нефть, металлы, минеральные удобрения, круглый лес).
Итак, откуда брать деньги на индустриализацию? Из тумбочки ЦБ. Один из авторов доклада Сергей Глазьев предлагает схему "авансирования экономического роста" механизмом денежной эмиссии. Авторы хотят, чтобы ЦБ печатал не менее 1,5 трлн руб. в год в течение пяти лет. Но это должна быть целевая эмиссия: деньги могут быть использованы только для стимулирования инвестиций в реальное производство, а не для выплаты зарплат бюджетникам и увеличения пенсий.
Удивительно, но отдельные российские чиновники начинают думать похожим образом. Как свидетельствует переписка заместителя председателя "Внешэкономбанка" (ВЭБ) Андрея Николаевича Клепача (главный экономист банка), попавшая в руки анонимной группе "Шалтай-Болтай", первый заместитель председателя ЦБ РФ Дмитрий Владиславович Тулин предлагает, чтобы государственные инвестиционные проекты финансировал "Внешэкономбанк". А деньги на финансирование этих проектов ВЭБ будет получать от ЦБ, который будет покупать облигации ВЭБа. Фактически, Дмитрий Тулин предложил возможный механизм реализации идеи Сергея Глазьева.
А чтобы деньги не перетекали на валютный рынок, и не утекали из страны, авторы доклада Столыпинского клуба предлагают ввести некоторые меры валютного контроля. В сентябрьском докладе Глазьева межведомственной комиссии совета безопасности РФ эти меры расшифровывались более подробно. Это "запрет на покупку валюты юридическими лицами без оснований совершения платежных операций", "временный налог (резервирование средств)" на конвертационные операции и трансграничные платежи, "введение обязательной продажи валютной выручки", "законодательное запрещение займов нефинансовых организаций" в валюте в принципе, "введение контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования", а также требование "аргументированного обоснования" экспорта капитала с позиции "пользы" его для экономики РФ.
Авторы доклада уверены, что такая адресная эмиссия не разгонит инфляцию, "не даст возможности перетока этих средств на валютно-финансовый или потребительский рынок, а также предотвратит хищения". Да, в Германии времён Гитлера действительно не было никакой инфляции, несмотря на масштабную денежную эмиссию, осуществляемую вначале с помощью векселей МЕФО. О масштабах эмиссии можно судить по следующим цифрам.
Военные расходы Германии на вооружение и армию с 1933 года по 1939 год составили 40,2 млрд марок (по другой версии – 60 млрд марок). В этот же период общие бюджетные расходы Германии равнялись 99 млрд марок (по другой версии – 101,5 млрд марок), то есть военные расходы составляли 40,6% этой суммы (по другой версии – 59,1%). Налоговые доходы принесли 62,2 млрд марок. Из них на финансирование гражданского сектора ушло 41,5 млрд марок. Таким образом, оставалось 20 млрд марок на покрытие военных расходов. Ещё одна треть военных расходов (20 млрд марок) покрывалась "прочими хозяйственными сборами", то есть за счёт прибылей железных дорог, почтовых сборов, доходов государственного банка и т. д., а также за счёт кредитов (выдаваемых в первые годы в виде краткосрочных, а позднее – долгосрочных долговых обязательств). Оставшиеся 20 млрд марок военных расходов покрывались вначале как раз векселями МЕФО. Их за четыре года (с начала 1934 года по 1 апреля 1938 года) было выпущено на сумму 12 млрд марок.
Векселя МЕФО выпускались компанией МЕФО (сокращение от Metallurgische Forschungsgesellschaft, m.b.H.), созданной с подачи президента Рейхсбанка Ялмара Шахта. Предприятия, производящие военную продукцию получали в качестве оплаты векселя МЕФО. Эти векселя использовались и как средство платежа, и как активы в капитале компаний, и как инвестиционный инструмент с процентной ставкой 4% годовых. Векселя МЕФО гарантировались государством, принимались всеми немецкими банками и учитывались затем Рейхсбанком.
Если кратко охарактеризовать предложенные Глазьевым и компанией меры, то авторы предлагают воссоздать самодостаточное, замкнутое, закрытое, независимое государство. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, можно вспомнить такие примеры в истории, как Германия или СССР 30-х годов. Или современную КНДР.
В принципе, ничего плохого в построении независимого, самодостаточного государства, обладающего абсолютным суверенитетом, нет. Для такого государства мировые экономические кризисы будут почти незаметны. А если они и скажутся на экономике и гражданах, то значительно слабее, чем в открытых с точки зрения экономики странах. Так было в СССР почти на всех этапах его существования. И шантажировать такое самодостаточное государство будет нечем. Оно будет практически неуязвимо.
Вот только закрадываются большие сомнения, что благие намерения Столыпинского клуба удастся претворить в жизнь. Если это и произойдёт, то не при этой власти. А если вдруг произойдёт при этой власти, то результаты будут очень далеки от ожидаемых. Потому что всё, что последние 15 лет делает нынешняя власть, получается строго противоположное тому, что она перед этим говорила. Взять хотя бы те же так называемые "Приоритетные национальные проекты" ("Здоровье", "Образование", "Жильё", "Развитие АПК"). Они все как один провалены. Только по сельскому хозяйству и только сейчас появились некие шансы на успешную реализацию. И то только потому, что российские власти ввели продовольственные санкции против собственного народа.
Чтобы масштабное стимулирование экономического роста заработало, надо очень жёстко пресечь в зародыше саму возможность увода выделяемых государством денег на валютный рынок с дальнейшим выводом валюты за рубеж. В Германии этот вопрос был решён просто. Был объявлен полный мораторий на все иностранные долги. Каждая внешнеторговая операция должна была быть одобрена государственными учреждениями (стопроцентный контроль внешней торговли), импорт продовольствия был урезан в пользу импорта сырья и оборудования для промышленности, вывоз капитала запрещен, дивиденды корпораций были ограничены. Гитлер мог себе позволить пойти на такие драконовские меры, потому что не был окружён приближенными олигархами, не был им ничем обязан. Он опирался на выбор и поддержку народа.
Друзья Путина из кооператива "Озеро" подобные меры не поймут. Не поймёт и так называемая "семья". Не для того семейные достали Вову из пыльного чулана на свет божий, и поставили его рулить страной, чтобы тот впоследствии ограничил им всё на свете. А без драконовских мер валютного контроля и внешней торговли предлагаемые Глазьевым и компанией меры приведут только к чудовищной инфляции и девальвации рубля. Сбудется прогноз Степана Демуры о курсе рубля в 500 рублей за доллар (смотри статью
"Первая цель рубля – 125. Дальше 250, потом 500").
С нынешней политической и экономической властью у нас может получиться только КНДР с перманентным голодом и репрессиями, но никак не цветущая страна с бурно развивающейся экономикой. Так что надо товарищу Глазьеву не симптомы болезни пытаться лечить, а подумать, как причину болезни устранить. А уж потом симптомы сами исчезнут. Как говорится: "тут не трубу, тут всю систему менять надо". Впрочем, поскольку товарищ Глазьев не понимает этого прискорбного факта, то ждать от него правильных рецептов лечения ставшей уже хронической болезни бесполезно.