|
15.10.15/20:00 Андрей Костин рассказал горькую правду про банки – их количество сократится в разы в ближайшие годы. Правда, он вряд ли понимает настоящую причину этого
Президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу "Россия 24" сделал шокирующее заявление: "Я говорил, что 200-300 банков останется – это я посчитал просто сколько ЦБ изымает лицензий в год, сколько происходит слияний и поглощений. Получается, что через пять лет у нас останется где-то 300 банков. Это если экстраполировать то, что было, на будущее".
Вот только почему-то он решил, что сокращение будет происходить за счёт средних и мелких банков. То есть он считает, что крупные банки надёжнее мелких и средних. Это очень опасное заблуждение. Похоже, история его ничему не научила. За примерами не надо далеко ходить – в 1998 году главными пострадавшими во время кризиса оказались именно крупнейшие российские банки. С десяток крупнейших банков тогда просто обанкротилось. В 2008 году крупнейшие банки не лопнули только благодаря многомиллиардным вливаниям ЦБ. Тогда много денег от ЦБ получил и сам ВТБ.
Так что рассуждать о том, что через несколько лет в России останутся пара сотен крупных и крупнейших банков – это, по меньшей мере, наивно. Впрочем, что ещё можно ожидать от бывшего сотрудника советского посольства?
Однако, в одном Андрей Костин прав – банков действительно скоро станет гораздо меньше. И не только в России, но и во всём мире. Потому что цикл расцвета банковского бизнеса подошёл к концу. Всё в этом мире развивается циклически, и банковский бизнес не является исключением. Циклы бывают разных временных интервалов. Бывают четырёхлетние, семилетние, одиннадцатилетние. Существуют циклы Кондратьева (48-55 лет). Есть и более длинные циклы.
Современная банковская система возникла в 17 веке и достигла своего расцвета и пика могущества в начале 21 века. Из скромного механизма, обслуживающего нужды реального сектора экономики в платежах и кредитах, банки превратились в настоящих монстров, живущих самостоятельной жизнью, и поглощающих ресурсы реального сектора экономики. Так долго продолжаться не может. И не будет. Всё рано или поздно вернётся в исходную точку, и банки снова займут свою скромную нишу обслуживающего персонала. Естественно, это случится не за год или два. Но, скорее всего, это произойдёт уже при нашей жизни. Потому что дилемма проста: или пациент освобождается от удушающих объятий паразита, сосущего у него кровь, или умирает вместе с паразитом.
Банки, конечно, будут сопротивляться такому развитию событий. Они будут требовать помощи себе любимым под предлогом своей незаменимости. Мы это уже видели во время кризиса 2008-2009 годов, когда российское государство львиную долю помощи отдало банкам, а не экономике. Деньги в банках бесследно растворились, а до экономики дошли сущие крохи. Однако банки переоценивают собственную значимость. Незаменимых у нас нет. И скоро банкиры это поймут.
Сколько в результате в России останется банков? Пять? Десять? Пятьдесят? Это не важно. Для экономики не важно. А банкирам скоро придётся искать другую работу. Реальную работу, а не ту виртуальную, которой они заняты сегодня. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|