Надежды на быстрый выход из экономического кризиса России призрачны. И дело даже не в низкой цене на нефть, и не в западных санкциях. Хотя они, конечно, внесли свою лепту в усугубление ситуации. Первопричина российских проблем в чудовищной закредитованности населения. "Объединенное кредитное бюро" опубликовало "Кредитную карту России", в которой приведены цифры этой закредитованности: "Хотя в среднем на российского заемщика приходится 1,8 кредита, показатель долговой нагрузки (соотношение ежемесячных платежей по всем кредитам к доходу – payment to income или PTI) является довольно высоким. В среднем по стране он составляет 41%, а по банковской классификации хорошим считается PTI не выше 30-35%. В этом диапазоне находятся только 7 регионов. Оставшаяся часть субъектов федерации в основном находится в диапазоне 40-60%. Такой уровень кредитной нагрузки, несет в себе серьезные риски по ухудшению платежной дисциплины заемщиков на фоне макроэкономических факторов".
Для того, чтобы понять, много это или мало, необходима точка отсчёта. Лучшей базой для сравнения, как обычно, являются США, потому что по этой стране есть очень много нужной статистики, накопленные за большие промежутки времени. В данном случае нас будет интересовать такой показатель, как Household debt service payments as a percent of disposable personal income (смотри график
"Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств США"). Этот показатель считается с 1980 года. За прошедшие 35 лет он колебался в диапазоне 9,8-13,2%. Максимум был достигнут в 2007 году, а минимум – в 2012 году. Из графика чётко видно, что эра потреблятства, начатая в США в начале 80-х годах прошлого века, закончилась. Простые американцы наелись кредитов досыта, и теперь стараются минимизировать своё общение с банками по этому поводу.
Ещё интересней посмотреть, как меняется интерес простых американцев к разным видам кредитов (смотри график
"Доля платежей по потребительским и ипотечным кредитам в доходах домохозяйств США"). Если их интерес к потребительским кредитам начал потихоньку восстанавливаться (хотя и не такими темпами, как раньше), то ипотека так до сих пор и не может оправиться от обвала спроса на новое жильё (смотри график
"Продажи новых домов в США"). Спрос в 2009-2010 годах упал ниже предыдущих минимальных значений за весь период отслеживания. Он также упал ниже значений, имевших место в 60-е годы прошлого века (400-600 тыс новых домов в год). А тогда в США жило в 2 раза меньше жителей, чем сейчас (160 млн против 310 млн).
С американцами разобрались. Теперь давайте приведём к единому знаменателю 13,2% для домохозяйства США к 41% для заёмщика России. По данным Росстата, российское домохозяйство состоит в среднем из 2,7 граждан. Кроме того, "Объединенное кредитное бюро" любезно предоставило данные по PTI за несколько предыдущих периодов. Итог несложных вычислений можно видеть на совместном графике
"Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств США и России ". Картинка представляет собой весьма грустное зрелище. Россияне всего за несколько лет прошли путь, на который американцам потребовались десятилетия. Более того, россияне за эти несколько лет умудрились не только догнать, но и обогнать американцев (патриоты могут гордиться – наконец мы смогли хоть в чём-то обогнать Америку) по степени закредитованности. Поэтому я категорически не согласен с оценкой "Объединенного кредитного бюро" показателя долговой нагрузки как "довольно высокой". Она не довольно высока, а чудовищно высока.
Исходя из представленных данных теперь можно делать более менее обоснованные предположения и выводы. С учётом наступившего в России экономического кризиса степень долговой нагрузки населения РФ некоторое время даже будет продолжать расти. Но не потому, что у граждан наступит "пир во время чумы", и оно бросится в магазины скупать всё на последние деньги. А потому, что у него уже начали снижаться доходы, а кредиты пока ещё не погашены. Спрос россиян на кредиты начал обваливаться (по автокредитам это стало заметно уже в 2014 году), и этот процесс растянется надолго. Как минимум на несколько лет.
Надеяться на быстрое восстановление кредитования, конечно, можно (надежда эта, как обычно, умрёт последней), но это будет проявлением детского инфантелизма и полного непонимания происходящих в стране процессов. Не секрет, что значительная доля прироста ВВП страны последние годы приходилась на потребление населения за счёт потребительского кредитования. Об этом следует надолго забыть. Хуже того, в условиях всё уменьшающихся из-за экономического кризиса доходов и всё увеличивающегося желания побыстрее рассчитаться с банками по ранее взятым кредитам, граждане будут вынуждены урезать текущее потребление сильнее, чем в случае отсутствия такой сильной закредитованности, что самым негативным образом скажется на рост ВВП.
Что в таких условиях может поддержать рост ВВП? Он, как известно, состоит из потребления домашних хозяйств, потребления государства, валового накопления и чистого экспорта. Рассмотрим каждое из направлений.
Инвестиции в основной капитал начали снижаться ещё в 2014 году под влиянием замедления спроса со стороны населения. Подавляющему большинству здравомыслящих предпринимателей не придёт в голову расширять производство на фоне сжимающегося спроса. Кто-то, возможно, попытается обновить оборудование, но это явление также не будет массовым. Вообще, инвестиции – это первая статья расходов предприятий, попадающая под нож секвестра во время кризисов. Динамика изменения запасов может оказаться положительной при определённых условиях (в зависимости от динамики курса рубля), но рассчитывать на это, как на палочку-выручалочку в масштабах всей страны не стоит.
Государственные расходы могут вырасти в трёх случаях. Государство может начать тратить накопленные ранее средства, государство может попытаться увеличить расходы за счёт роста налогов, государство может увеличить расходы за счёт роста госдолга. Первый вариант уже активно используется. Второй вариант абсолютно нереален. Во время экономического кризиса поступление налогов в бюджет закономерно уменьшаются. Конечно, наши чиновники могут попытаться увеличить налоги, как они уже неоднократно делали в прошлом. Но единственным результатом будет ещё большее уменьшение поступления налогов в бюджет. Предприниматели или будут закрываться, или уходить в тень. Это мы уже неоднократно проходили. Третий вариант тоже не реален. На внутреннем рынке лишних денег нет. А на внешний рынок наши власти сами закрыли себе доступ своими идиотскими попытками восстановить былую империю, не имея для этого никаких ресурсов, и не проводя заблаговременно необходимую подготовительную работу по получению нужных ресурсов.
Ресурсы имеются в виду в самом широком смысле. Это и продовольственная безопасность, и лекарственная безопасность, и промышленная безопасность, и наличие научных и инженерных школ, и наличие развитой промышленности, способной придумывать, конструировать и производить всё необходимое, используя исключительно внутренние источники сырья, материалов, оборудования и прочего. Ничего этого в современной России нет. За последние 25 лет мы почти полностью доели (уничтожили, развалили, кому какой термин нравится) то, что осталось нам в наследство от СССР, не создав при этом почти ничего нового взамен. Умный Сталин, в отличие от глупого Путина, прежде чем начать откусывать от соседних стран жирные куски территорий (от Польши в сентябре 1939 года, от Финляндии в марте 1940 года, от Румынии в июне 1940 года), сначала провёл коллективизацию и индустриализацию, насоздавал кучу танков, пушек и самолётов вместо масла. В общем, тщательно подготовил страну к наступательной войне. И только потом начал свои "освободительные" походы. Путин же решил броситься "С голой пяткой на шашку". Налицо деградация элит во всей красе. Но мы что-то очень сильно отвлеклись на постороннюю тему.
Чистый экспорт также не сможет стать палочкой-выручалочкой. Да, импорт резко сократился из-за обнищания населения и подорожания импорта вследствие девальвации рубля. Но и экспорт упал из-за снижение цен на основные наши экспортные сырьевые товары.
Ничто не сможет поддержать угасающее потребление российского населения, которое отвечает за 50% ВВП России (смотри график
"Доля потребления в ВВП России"). Ни предприниматели, ни государство, ни внешний рынок.
Кредитный кризис считается самой тяжёлой разновидностью кризиса. И длится он дольше. Мы его, похоже, получили. Более того, мы его сами себе и создали путём быстрого и неуправляемого надутия пузыря неумеренного потребительского кредитования. Все остальные причины (агрессия РФ против Украины, западные санкции против России, российские контрсанкции против России, сланцевая революция, снижение цен на сырьевые товары, замедление китайской экономики, вялое восстановление мировой экономики после кризиса 2008-2009 годов) лишь добавили свою порцию масла в огонь. И наш чисто внутренний экономический кризис идёт на фоне возрастающих рисков возобновления мирового экономического кризиса. Так что фантазии всех российских чиновников на тему якобы скорого окончания нашего экономического кризиса можно объяснить всё той же деградацией российских элит. Ну, не способны они понять происходящее. И не способны принимать правильные решения. Так что готовьтесь к очень долгому кризису. Не на кварталы, как нам обещают фантазёры чиновники, а на годы. То есть, если применять буквенные обозначения кризисов, нынешний будет развиваться не по букве V (быстро упали и быстро восстановились), а по букве L (упали и остались на дне).