Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов заявил на днях: "Сегодня было подтверждено, что худший сценарий не реализовывается, не разворачивается. В достаточно сложном положении находится и экономика страны, и банковский сектор, в частности, но, конечно же, состояние в первом квартале банковского сектора, и уже по части второго квартала также можно судить, значительно отличается от того, в каком банковский сектор был в четвертом квартале 2014 года".
На самом деле, это обычная словесная интервенция, за которой не стоит вообще ничего. Шувалов произнёс убаюкивающие слова, чтобы успокоить общественность, приободрить её, придать ей уверенности в завтрашнем дне. Но эти слова не имеют ничего общего с реальной действительностью. На самом деле худший кризисный сценарий у банковского сектора ещё впереди. И идёт он к этому сценарию семимильными шагами. Достаточно посмотреть на график
"Динамики просроченной задолженности, безнадёжных кредитов и резервов" и на график
"Динамики просроченной задолженности физических лиц". Конечно, это всё средняя температура по больнице, но это очень показательные графики. Глядя на них, становится очевидно, что ни о каком окончании кризиса и переходе "к повестке развития" не может быть и речи.
Просроченная задолженность физических лиц стремительно приближается к максимуму, достигнутому в кризис 2008-2009 годов. Тогда этот максимум был зафиксирован на уровне 7,49%, а сейчас показатель находится на уровне 6,93%. До рекорда осталось совсем немного. Если темпы роста просрочки сохранятся на нынешнем уровне, то прежний рекорд будет побит уже в июне 2015 года. С просроченными кредитами в целом по банковской системе (юридические плюс физические лица) ситуация пока далека от побития рекордов прошлого кризиса, но и здесь динамика однозначна – до окончания кризиса ещё очень далеко.
И это только самый наглядный показатель, свидетельствующий о том, что кризис в российской банковской системе продолжается. Вчера ЦБ дал ещё один повод говорить о том, что кризис в российской банковской системе продолжается. Он продлил до 1 октября 2015 года антикризисные меры в сфере банковского регулирования, принятые в декабре 2014 года (эти меры должны были закончиться 1 июля). Мы писали об этих мерах (смотри статью
"ЦБ скрывает банкротство российской банковской системы. Банкам разрешили нарушать нормативы").
Так что слова, что произнёс Игорь Шувалов, мог сказать или фантазёр, витающий в облаках, или глупый человек, или тот, кто хочет всех нас обмануть. Худший кризисный сценарий ещё впереди. И ждать его осталось не долго.