FinNews.ru расшифровывает выступление Степана Демуры на радиостанции "Говорит Москва"
Владимир Путин провёл встречу с представителями российского бизнес-сообщества. Открывая встречу, Путин отметил: "В последние годы мы никаких значимых решений, которые так или иначе влияют на состояние российской экономики, без консультаций с бизнес средой не принимали". И особо подчеркнул важность такого совещания в связи с ситуацией на валютном рынке страны. Комментируя текущую ситуацию, Путин сказал: "Перед нами непростые задачи, и, может быть, придётся пройти непростой этап развития. Ясно также, что мы можем это пройти, можем воспользоваться ситуацией для того, чтобы решать главную задачу, которая стоит перед нашей экономикой последние 15-20 лет. А именно задачей её диверсификации". Ещё глава государства призвал бизнесменов вкладывать имеющиеся у них ресурсы в открывшиеся на российском рынке возможности в связи с западными санкциями.
Степан Демура с нами на связи.
Степан, поясните, пожалуйста, какие возможности открыты для бизнеса в нынешних условиях?
Наверное, те же самые, что и последние 15 лет
В смысле?
Никаких особых возможностей. Все говорят об импортозамещении. Объясните, пожалуйста, как вы будете проводить импортозамещение, когда ставка ЦБ составляет 17%?
Вы финансовый аналитик. Скорее, вы понимаете, о чём речь.
Это невозможно. Это [такая высока ставка] автоматически делает любые попытки импортозамещения неконкурентоспособными, какой бы не был курс рубля. Добавьте сюда наше "замечательное" судопроизводство, нашу коррупцию. Мы неконкурентоспособны ни при каком курсе рубля.
Какие в принципе возможности тогда могут быть в нашей стране?
Никаких.
Как никаких? Совсем?
Так никаких.
Стабильности нет. Какой либо перспективы (чтобы эта перспектива была стабильной) нет. Правительство неоднократно обманывало и бизнес, и население. Поэтому, когда у вас нет стабильности - бизнес не будет ничего вкладывать. До недавнего времени (2-3 года назад) чем был привлекателен бизнес в России? Было очень высокое отношение прибыли к риску. Поэтому сюда вкладывали деньги, шли капиталы. За последние 3 года это отношение очень сильно изменилось. Риски выросли в разы. А если верить данным Росстата, прибыли корпораций каждый год последние 2 года снижались на 23-25%.
Вот и всё. Никто сюда вкладывать не будет.
Ну, мы говорим в данном случае, может быть, не об иностранном капитале, а об российском.
А нашим тоже. Внутренних резервов нет. Всё в оффшорах. Возвращать деньги из оффшоров в Россию - самоубийство в данной ситуации.
Но президент в третий на на этой бизнес-встрече напомнил о своей идее об амнистии капитала. Есть ли шансы, что вернутся?
Дураков нет [усмехается]. Если только под дулом пистолета.
Тогда так. Какие возможности в принципе в таких условиях сложных может дать государство? Не вмешиваться в дела бизнеса. Сказать - друзья, нужно зарабатывать, чтобы ваши семьи были сыты, одеты и довольны.
Понимаете, весь ужас в том, что государство уже сделать ничего не может. Потому что доверие как к финансовой системе, в том числе к ЦБ, так и к государству уже потеряно. И потеряно доверие к валюте. Это страшная ситуация, но доверия нет.
Но тогда и экономики нет.
Смотрите, президент сегодня говорит одно, завтра другое. Он обещал не трогать пенсии - пенсии забрали. Обещал не повышать налоги, налоги повысили. Поэтому, какое доверие?
Тогда смотрите, очень интересно. Вспомните, когда выпустили Евтушенкова из АФК "Система" из под домашнего ареста, акции его холдинга поднялись на 80%.
Это типичный инсайд. С "Юкосом" было то же самое. Акции "Юкоса" выросли в один момент на 40%. Дальше "Юкос" обанкротили.
То есть у вас весьма пессимистичный прогноз?
У меня реалистичный прогноз. За всё в этой жизни надо платить. Вот и пришло время расплаты за всё то непотребство, что творилось в стране.
Тогда когда евро и доллар ещё подрастёт?
Хороший вопрос. Потому что возможна какая-то консолидация. Может быть, на месяц-полтора. Но, судя по тому, что нефть сейчас снова пойдёт вниз. Пусть даже незначительно, но пойдёт вниз. Возможен новый рост. Но я, скорее склоняюсь к тому, что будет некоторая консолидация на достигнутых уровнях.
Наш слушатель говорит: скажут вернуть - вернут. Иначе отберут на Западе. А другой слушатель говорит: Алишер Усманов вернул часть активов.
Я не знаю, кто там что возвращает и под какие цели. На Западе, конечно, все проводки известны. В прошлом году слили базу данных всех оффшоров. Случайно. Малый и средний капитал, я думаю, там трогать не будут. Большой капитал, действительно, там под угрозой. Но, по крайней мере, там существует судебная система, которая худо-бедно работает. Поэтому вероятность вернуть свой капитал, или хотя бы его часть, там в разы превышает такую вероятность здесь.
Степан, ещё Путин заверил, что отечественному бизнесу будет оказана поддержка со стороны центробанка и правительства России. И ещё высказывалось мнение, что высокая ставка ЦБ ненадолго. То есть ставка будет снижена, и, может быть, деньги начнут брать. Может быть, повысится доверие. Или нет?
Ещё раз. В момент, когда теряется доверие к правительству, к ЦБ, к валюте - это конец. Это было много раз в истории. Ничего уникального здесь нет. Не надо себя тешить непонятными надеждами. Они не основаны ни на чём. Все исторические примеры работают против страны в данной ситуации.
Тогда к чему мы придём?
К краху экономики, к краху политической системы.
===
Читайте другие
"тексты Степана Демуры"