FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную в ЖЖ "zhu-s".
Несколько слов о популярных мифах.
К числу наиболее расхожих мифов относится представление о безграничных валютных резервах Банка России, с помощью которых он мог бы, если захотел, "сглаживать" колебания курса рубля ещё достаточно долго, а то и просто выкупить все свои рублёвые обязательства (наличные, средства на корреспондентских и депозитных счетах банков) по некоему фиксированному курсу. Подобный план действительно проводился в жизнь весной – летом 1998 года. К счастью, тогда у ЦБ кончилась валюта, а у властей терпение раньше, чем его удалось реализовать до конца. Казалось бы, даже после сокращения на 109 млрд. долларов в номинальном выражении по отношению к состоянию на начало прошлого года, оставшиеся к началу ноября 428,6 млрд. долларов выглядят все ещё вполне респектабельно.
В действительности, сумма, которой ЦБ мог бы воспользоваться для интервенций без риска получить чистую короткую позицию в валюте (когда обязательства больше активов), либо выйти за пределы покрытия 3-х месячного импорта – признанной нижней черты безопасности для запаса международной ликвидности, намного меньше.
Из ликвидных резервов можно сразу вычесть мало пригодное для оперативных интервенций.
Монетарное золото, ввиду его низкой ликвидности (45,3 млрд. долларов в текущих ценах на 1 ноября).
Обязательства ЦБ по валютному свопу с банками-резидентами (они значительно растут в периоды ослабления курса, и минувший октябрь не стал исключением), средства на валютных корсчетах банков-резидентов в ЦБ (введены в разгар валютного кризиса 2008 года, и снова стали пользоваться популярностью во время паники в марте 2014 года), а также валюту, привлечённую по сделкам прямого РЕПО с контрагентами-нерезидентами – суммарно это более 7 млрд. долларов.
Распределённую для России "квази-валюту" МВФ – специальные права заимствований (SDR), и резервную позицию Банка России в МВФ (суммарно 12,4 млрд. долларов).
Чтобы было понятно, почему это надо в данном случае вычесть, напомним, что резервная позиция в МВФ состоит из так называемого резервного транша – 25% квоты страны в уставном капитале МВФ, которую страна должна поддерживать в валютах других стран. Первоначально, до демонетизации золота – в золоте, или в конвертируемой в золото валюте (на момент соглашения об образовании МВФ в июле 1944 года, доллар США был единственной такой валютой, причем до августа 1971 года – конвертируемой по фиксированному курсу 35 долларов за тройскую унцию для официальных зарубежных держателей долларовых авуаров). Остальные 75% квоты считаются оплаченными в национальной валюте, учитываются на счёте в МВФ и могут быть использованы для предоставления кредита другим странам, нуждающимся в ней. В этом случае резервный транш автоматически увеличивается на величину предоставленного кредита, поскольку кредит МВФ предоставляется в форме покупки иностранной валюты за национальную.
В случае использования страной кредита МВФ в резервную позицию включается также его непогашенный остаток. SDR, учитываемые в составе международных резервов, представляют собой распределенную в октябре 2009 года в целях смягчения последствий финансового кризиса "квазиэмиссию" МВФ, и дают право стране привлекать в соответствующих пределах, в случае необходимости, кредиты Центробанков стран "с прочными внешними позициями" (США, зона евро, Япония, Великобритания). Ясно, что пока ситуация с платёжным балансом России далека от критической, обращаться в МВФ за согласованием использования этой части резервов для интервенций (то есть, по сути – за резервным кредитом) было бы более чем странно.
Из остающихся 363,8 млрд. долларов международной ликвидности, 165 млрд. долларов связаны в обязательствах перед Минфином. Использовать их в критической ситуации можно, но всё-таки не так свободно, как ту ликвидность, которая не связана обязательствами. Резервный фонд (89,55 млрд. на 1 ноября) с определённой вероятностью потребуется Минфину на покрытие недобора нефтегазовых доходов уже в следующем году (цена нефти на уровне ниже 80 долларов за баррель существенно ниже расчетной на 2015 год 8-летней средней, около 100 долларов, правда, расчётах рублёвой суммы нефтегазовых доходов использовался курс доллара, кажется 37,7, но произошедшего пока что обесценения рубля для компенсации снижения доходов бюджета в долларовом выражении может и не хватить). За деньгами ФНБ (75,4 млрд. долларов за вычетом депозита в 6,25 млрд. долларов во "Внешэкономбанке") уже выстроилась очередь из государственных нефтегазовых и железнодорожной компаний-банкротов. Так что, если Минфину удастся в итоге отстоять от растаскивания 40% фонда "будущих поколений" – это будет чудом. Еще 50 млрд. долларов надо зарезервировать для проведения валютных РЕПО до конца 2016 года, причём лимит может быть ещё расширен, и по заявлению ЦБ, это, а не операции купли-продажи валюты, теперь станет основной формой его присутствия на валютном рынке.
Итого остается 148,7 млрд. долларов, из которых неснижаемый резерв 3-месячного покрытия импорта надо оценить либо в 116 млрд. долларов (импорт товаров и услуг за 3-й квартал) либо как минимум в 77,7 млрд. долларов (только товарный импорт за тот же период). Итого "избыточные" резервы, которыми можно было бы продолжать интервенции, можно оценить в диапазоне от 31 до 71 млрд. долларов. Этого хватило бы при октябрьской интенсивности интервенций ещё на 1 или 2 с небольшим месяца. Другими словами, решение ЦБ прекратить интервенции "по правилам" было примерно таким же вынужденным, как и решение выйти из валютного коридора 17 августа 1998 года (конечно, там ещё присутствовал дефолт по госдолгу и мораторий на исполнение внешних обязательств частным сектором, чего в нынешней ситуации нет, во всяком случае – в отношении госдолга).