По офисам  По итогам  По назначениям  По рейтингам  По фальши  Пресс-релизы  Все новости  Поиск новости
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
22.11.14/15:46
Золотовалютных резервов у ЦБ на поддержку рубля фактически нет
FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную в ЖЖ "zhu-s".

Несколько слов о популярных мифах.

К числу наиболее расхожих мифов относится представление о безграничных валютных резервах Банка России, с помощью которых он мог бы, если захотел, "сглаживать" колебания курса рубля ещё достаточно долго, а то и просто выкупить все свои рублёвые обязательства (наличные, средства на корреспондентских и депозитных счетах банков) по некоему фиксированному курсу. Подобный план действительно проводился в жизнь весной – летом 1998 года. К счастью, тогда у ЦБ кончилась валюта, а у властей терпение раньше, чем его удалось реализовать до конца. Казалось бы, даже после сокращения на 109 млрд. долларов в номинальном выражении по отношению к состоянию на начало прошлого года, оставшиеся к началу ноября 428,6 млрд. долларов выглядят все ещё вполне респектабельно.

В действительности, сумма, которой ЦБ мог бы воспользоваться для интервенций без риска получить чистую короткую позицию в валюте (когда обязательства больше активов), либо выйти за пределы покрытия 3-х месячного импорта – признанной нижней черты безопасности для запаса международной ликвидности, намного меньше.

Из ликвидных резервов можно сразу вычесть мало пригодное для оперативных интервенций.

Монетарное золото, ввиду его низкой ликвидности (45,3 млрд. долларов в текущих ценах на 1 ноября).

Обязательства ЦБ по валютному свопу с банками-резидентами (они значительно растут в периоды ослабления курса, и минувший октябрь не стал исключением), средства на валютных корсчетах банков-резидентов в ЦБ (введены в разгар валютного кризиса 2008 года, и снова стали пользоваться популярностью во время паники в марте 2014 года), а также валюту, привлечённую по сделкам прямого РЕПО с контрагентами-нерезидентами – суммарно это более 7 млрд. долларов.

Распределённую для России "квази-валюту" МВФ – специальные права заимствований (SDR), и резервную позицию Банка России в МВФ (суммарно 12,4 млрд. долларов).

Чтобы было понятно, почему это надо в данном случае вычесть, напомним, что резервная позиция в МВФ состоит из так называемого резервного транша – 25% квоты страны в уставном капитале МВФ, которую страна должна поддерживать в валютах других стран. Первоначально, до демонетизации золота – в золоте, или в конвертируемой в золото валюте (на момент соглашения об образовании МВФ в июле 1944 года, доллар США был единственной такой валютой, причем до августа 1971 года – конвертируемой по фиксированному курсу 35 долларов за тройскую унцию для официальных зарубежных держателей долларовых авуаров). Остальные 75% квоты считаются оплаченными в национальной валюте, учитываются на счёте в МВФ и могут быть использованы для предоставления кредита другим странам, нуждающимся в ней. В этом случае резервный транш автоматически увеличивается на величину предоставленного кредита, поскольку кредит МВФ предоставляется в форме покупки иностранной валюты за национальную.

В случае использования страной кредита МВФ в резервную позицию включается также его непогашенный остаток. SDR, учитываемые в составе международных резервов, представляют собой распределенную в октябре 2009 года в целях смягчения последствий финансового кризиса "квазиэмиссию" МВФ, и дают право стране привлекать в соответствующих пределах, в случае необходимости, кредиты Центробанков стран "с прочными внешними позициями" (США, зона евро, Япония, Великобритания). Ясно, что пока ситуация с платёжным балансом России далека от критической, обращаться в МВФ за согласованием использования этой части резервов для интервенций (то есть, по сути – за резервным кредитом) было бы более чем странно.

Из остающихся 363,8 млрд. долларов международной ликвидности, 165 млрд. долларов связаны в обязательствах перед Минфином. Использовать их в критической ситуации можно, но всё-таки не так свободно, как ту ликвидность, которая не связана обязательствами. Резервный фонд (89,55 млрд. на 1 ноября) с определённой вероятностью потребуется Минфину на покрытие недобора нефтегазовых доходов уже в следующем году (цена нефти на уровне ниже 80 долларов за баррель существенно ниже расчетной на 2015 год 8-летней средней, около 100 долларов, правда, расчётах рублёвой суммы нефтегазовых доходов использовался курс доллара, кажется 37,7, но произошедшего пока что обесценения рубля для компенсации снижения доходов бюджета в долларовом выражении может и не хватить). За деньгами ФНБ (75,4 млрд. долларов за вычетом депозита в 6,25 млрд. долларов во "Внешэкономбанке") уже выстроилась очередь из государственных нефтегазовых и железнодорожной компаний-банкротов. Так что, если Минфину удастся в итоге отстоять от растаскивания 40% фонда "будущих поколений" – это будет чудом. Еще 50 млрд. долларов надо зарезервировать для проведения валютных РЕПО до конца 2016 года, причём лимит может быть ещё расширен, и по заявлению ЦБ, это, а не операции купли-продажи валюты, теперь станет основной формой его присутствия на валютном рынке.

Итого остается 148,7 млрд. долларов, из которых неснижаемый резерв 3-месячного покрытия импорта надо оценить либо в 116 млрд. долларов (импорт товаров и услуг за 3-й квартал) либо как минимум в 77,7 млрд. долларов (только товарный импорт за тот же период). Итого "избыточные" резервы, которыми можно было бы продолжать интервенции, можно оценить в диапазоне от 31 до 71 млрд. долларов. Этого хватило бы при октябрьской интенсивности интервенций ещё на 1 или 2 с небольшим месяца. Другими словами, решение ЦБ прекратить интервенции "по правилам" было примерно таким же вынужденным, как и решение выйти из валютного коридора 17 августа 1998 года (конечно, там ещё присутствовал дефолт по госдолгу и мораторий на исполнение внешних обязательств частным сектором, чего в нынешней ситуации нет, во всяком случае – в отношении госдолга).

Источник:  zhu-s

Перейти на страницу:
Центральный Банк РФ 
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика