Программа утилизации старого автотранспорта будет действовать в России всего 4 месяца – с 1 сентября до 31 декабря. На её реализацию правительство выделило 10 млрд рублей. В рамках программы предполагается реализовать до конца года более 170 тыс автомобилей разных классов: легковые машины, внедорожники, коммерческие автомобили. Скидка за утилизируемую машину составляет 50-350 тыс рублей, а по программе "трэйдин" – 40-300 тыс рублей.
И вроде всё замечательно. Вроде бы правительство всерьёз озаботилось поддержкой рынка. Это обманчивое впечатление. Во-первых, данная правительственная акция временная, а падение потребительского спроса началось далеко не вчера и закончится вовсе не 31 декабря 2014 года. Падение спроса на новые автомобили в РФ началось аж в марте прошлого года. То есть длится уже 1,5 года. Причём, с начала текущего года падение спроса приняло обвальный характер (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в России").
Это означает, что на автомобильном рынке происходит не какое-то временное и мимолётное событие, а налицо устоявшаяся и долгосрочная тенденция. Поэтому лечить глобальную тенденцию краткосрочной акцией – это, что называется, как мёртвому припарка. Не поможет. Правительству надо было думать о столь же долгосрочных мерах по поддержке отечественного авторынка. Но, как уже давно стало известно, наше правительство на длительную перспективу думать не умеет. Поэтому мы и имеем нынешний весьма плачевный результат.
Кстати, а насколько существенна эта программа утилизации для рынка хотя бы в текущем году. На сегодня мы знаем, что за 7 месяцев 2014 года было продано 1,41 млн автомобилей, а за 7 месяцев 2013 года было продано 1,58 млн автомобилей. Разница составляет 157 тыс автомобилей. То есть правительственная помощь была бы действенной, если бы начиная с августа, продажи новых автомобилей перестали бы падать. Но судя по графику, и по другим макроэкономическим показателям российской экономики, этого не произойдёт. Если процент падения до конца 2014 года застынет на июльском значении в -22,9%, то за год продажи новых автомобилей упадут на 434 тыс по сравнению с 2013 годом. В этом случае правительственная помощь компенсирует лишь примерно 40% от ожидаемой недостачи. А если процент падения продолжит нарастать с тем же темпом, как и в первую половину года, то в этом случае за год продажи новых автомобилей упадут на 582 тыс по сравнению с 2013 годом. И тогда правительственная помощь компенсирует лишь примерно 30% от ожидаемой недостачи.
В общем, в любом случае российский рынок новых автомобилей в 2014 году упадёт. На 10% (с учётом утилизации и если до конца года рынок будет падать с постоянной скоростью в 22,9% год к году) или на 15% (с учётом утилизации и если до конца года рынок будет падать с ускоряющейся скоростью) – это уже не так важно. Важно – а что же будет дальше? Что правительство будет делать с падающим рынком в 2015 году? А в 2016 году? Ответа на эти вопросы нет. Что означает, что российское правительство в нынешнем составе категорически не соответствует тем задачам, которые возникнут в самом ближайшем будущем, и поэтому оно должно быть заменено на более адекватное. Но, поскольку оно всё ещё существует в нынешнем виде, то это означает, что уже начальник нынешнего правительства (президент РФ) не соответствует тем задачам, которые возникнут в самом ближайшем будущем. А эта проблема не имеет решения в существующем в России правовом поле.
Остаётся надеяться на то, что Карл Маркс опять окажется прав, и в случае, если производительные силы не соответствуют производственным отношениям – меняются производственные отношения. Так или иначе. Что мы вскорости и будем наблюдать.