FinNews.ru перепечатывает интервью со Степаном Геннадьевичем Демурой, опубликованное на сайте "Эхо Москвы".
Гулько: Добрый день! Давайте поговорим про инвестиции по-русски. Сейчас кто-то со стула упал, а кто-то на него, наоборот, прыгнул, я так понимаю. Короче, сейчас все объясню. Степад Демура – эксперт по финансовым рынкам. Здравствуйте!
Демура: Здравствуйте!
Гулько: Теперь само название передачи: Инвестиции по-русски. Почему я так, собственно, начал – потому что на фоне того, что происходит, как-то сложно себе представить какие могут быть инвестиции и куда, по-русски.
Демура: Спекулятивные инвестиции. Рынки мотает то вверх, то вниз – это золотое время для спекулянтов.
Гулько: Как раз самое время в этой мутной воде… ну, в хорошем смысле этого слова…
Демура: Она не мутная. Ведь на рынках зарабатывают деньги, когда есть тренд, устойчивое движение либо вверх, либо вниз, которое длится, скажем, две-три недели как минимум. А сейчас как раз рынки предоставляют такую возможность и будут предоставлять и дальше, на мой взгляд.
Гулько: А давайте сразу мы определимся. Несмотря на все эти санкции, которыми нас пугают, несмотря на последние, как они называли, "скальпельные санкции" - был такой разговор у них, они сказали, что будут проводить такие "скальпельные санкции", то есть должно быть все четко вырезано: вот это вырезаем, а вот это оставляем - это как раз самое благое время, вы считаете?
Демура: Не то, что благое время. Вот вы говорите о реальном секторе. С точки зрения здравомыслящего человека на рынках самое, на мой взгляд, важное, это научиться отделять реальность от виртуальной действительности, которую представляют собой финансовые рынки. Почему растет РТС? Ну можно найти много фундаментальный объяснений: что санкции, например, оказались не такими страшными, эпохальный контракт с "Газпромом" и прочие сказки. Но, если посмотреть, что происходит за пределами нашей замечательной страны, то, извините меня, все развивающиеся рынки последнее время, что делали? Росли. И мы растем вместе с ними. Когда они начнут падать, несмотря ни на какие положительные новости, наш рынок тоже будут падать. Всем рулят потоки капитала. Пришел капитал – рынки выросли. Это, как волна – вот она приходит, сначала поднимает большие корабли, потом лодочки, ну, а потом экскременты, которые лежат на пляже. И, когда она уходит – то же самое.
Гулько: То есть, я так понимаю, что самое главное – оказаться на гребне этой волны, в том числе, и российским активам.
Демура: Да. Но, скажем так: российские акции в своем поведении ничем не отличаются от любых других активов, просто нужно научиться ловить тренд.
Гулько: А в чем их привлекательность? Они чем привлекают, российские активы?
Демура: Да ничем. Они такие же, как все остальные. А, чем привлекательная, скажем, пара "доллар-евро", вот чем?
Гулько: Всем! И долларом и евро – я вам отвечу.
Гулько: Как предвидеть ситуацию? Насколько же я понимаю, главное в этом деле предвидение, да? Ухватить.
Демура: Главное в этом деле – не следовать ничьим советам, а задавать вопросы, правильные вопросы.
Гулько: Вот я вам сейчас вопрос задам. Открывая сегодняшний "Коммерсант" – поскольку я еще обозреватель прессы – первая полоса: "Правительство может запретить государственным и многим частным компаниям иметь счета в иностранных не крупных российских банков". Вот соответствующие жесткие поправки к закону подготовил Минфин. Это как отразится на вкладчиках с иностранным капиталом?
Демура: Не знаю. Эта информация к рынкам отношения не имеет. Я не смогу ответить.
Гулько: Это больше к политике имеет отношение.
Демура: Да. Это политические игры. Это то же самое, что мы запретим Visa и MasterCard. Ну, что – молодцы! Что тут скажешь?
Гулько: По крайней мере, Visa и MasterCard – они пока…
Демура: Пока они работают.
Гулько: Я думаю, что они продолжат работать, потому что никому это не нужно.
Гулько: Я вчера смотрел, по-моему, Евроньюс. Если я не ошибаюсь, у них опять появился – ну, так, глобально – интерес к золоту, оно опять стало таким…
Демура: Чисто локально, я думаю. По технике оно должно было сходить на 1340-1350 – оно туда идёт. Потом – снова падение. Ну, вот, если по золоту смотреть, взять, например, фундаментальный анализ. Сейчас я сказку расскажу.
Гулько: Хорошо. Сказки – это всегда же…
Демура: Я так называю фундаментальный анализ. Вот смотрите, себестоимость добычи золота по миру где-то в среднем 1400-1500, полная себестоимость. Далее. Золото уже торгуется ниже этих уровней год. Золотодобывающие компании начинают закрывать или консервировать рудники, шахты. Работают они на все более и более обедненных рудах. То есть, в принципе, налицо явный дисбаланс в спросе и предложении. Откуда берется спрос? Ну, китайцы второй год подряд импортируют за 2,5 тысячи тонн золота, практически всё золото из Лондона и Цюриха уже в Китае, если посмотреть на трансграничные переходы. Что еще нужно для взрывного роста золота? Все же об этом знают. А оно стоит, консолидируется ниже отметки 1400 и готовится сходить на 1050. Вот вам фундаментальный анализ, который в данном случае не сработал просто, потому что рынки – они живут собственной жизнью. Самое тяжелое – это нужно понять инвестору, что каким бы он умным не был, каким бы хитрым он не был, пока он не переборет в себе эту дурную привычку реальную экономику переносить на виртуальную жизнь, коей являются финансовые рынки, он заработать там не сможет.
Гулько: А параллельные совершенно вещи? Они нигде не сходятся, эти параллельные прямые?
Демура: Они сходились раньше где-то, наверное. Ну, на мой взгляд, я исследования не делал – до начала 2000-х годов, более-менее. А потом произошло это расхождение из-за того, что ФРС начал так называемую рефляционную политику, и рынки просто залиты ликвидностью. Пришла волна – всё растет. Ушла волна – всё падает. Несмотря ни на какой фундаментал.
…
Демура: Я бы не согласился по поводу инвестиций. Я считаю, что можно инвестировать те деньги, которые у вас, условно, лишние.
Если потеря суммы никак не скажется ни на вашем бюджете, ни на вашем состоянии, эти деньги можно инвестировать.
Гулько: Ну, неожиданную премию получил, например.
Демура: Да. Ну, не рассчитывал, а получил – можно поиграться.
Гулько: Можно поиграться.
Демура: Как там? Бог дал – бог взял, да?
Гулько: Вот еще вопрос, который вам сто раз задавали. Люде же зарабатывают все же на финансовых рынках?
Демура: Мало людей зарабатывает.
Гулько: Мало людей зарабатывает? Ну, вот Сорос у нас "висит" с пальцем в коридоре – он же тоже начинал, наверное, с каких-то не очень больших сумм.
Демура: Ну, Сорос начинал со значительных сумм, скажем так. Потом он стал большим другом Ротшильдов и, в общем, он известный инсайдер, и пару раз в тюрьму за это попал по большому счёту. Не в этом дело. По статистике где-то 90% инвесторов теряют деньги. Причем эта статистика не уникальная для фондового рынка. Аналогичная статистка существует и для стартапов и для предпринимателей. В общем, где-то от 80 до 90 процентов бизнеса, который начинается, он банкротится. Это связано с поведением толпы на самом деле.
Гулько: Какие нужно иметь качества для того, чтобы начать игру?
Демура: Самое главное, на мой взгляд, это дисциплина, просто тупая дисциплина. И самое тяжелое, что я наблюдал у людей, это закрытие убыточной позиции. Начинает передвигать стоп-лоссы, молиться, ходить в храм и тому подобное, иконками обвешиваются. Но рынку на это наплевать в этот момент, поэтому – дисциплина. И, грубо говоря, зачем вам нужно ограничение потерь? А, чтобы остались деньги на следующий трейд. Вот, если вы это будете понимать и спокойно к этому относиться – это очень тяжело – признать, что ты не прав и закрыться в убыток. Поначалу тяжело. Это должно стать автоматизмом. И при таком условии управления рисками жестком управлении рисками можно не только выжить, но и заработать.
Гулько: А научиться-то, вообще, этому всему можно?
Демура: Как учиться ездить на велосипеде – с шишками и синяками.
Гулько: Ну, если я научился ездить на велосипеде, я уже никогда это не забуду, это автоматически. Если я, скажем, приду к вам, и какие-то знания мне дадите, они со мной уже будет всегда.
Демура: Чужих ошибок просто никто не знает. Естественно даже такой факт в статистике, называется "поправка на выживших". Очень интересная история на самом деле и поучительная, пожалуй. Я её сейчас озвучу. В начале Второй мировой войны продолжительность жизни экипажей американских бомбардировщиков составляла чуть больше одного полета. Американцы задумались. Самолеты – чёрт с ним. Там всё было наоборот: самолет – чёрт с ним, а экипажи учить долго и тяжело, и, вообще, это люди.
И, что они решили сделать, вояки, как всегда? Давайте проанализируем те самолеты, которые вернулись. Проанализировали и решили усилить те места защитой, в которых были отверстия от зенитных снарядов или от авиационных пушек. К счастью, они уже создали к тому времени специальную группу математиков, которая помогла военным решить, в том числе, логистические вопросы. Им адресовали этот вопрос. И вот один из математиков популярно объяснил, что есть такое понятие, как "поправка на выживших". Что это такое? У вас вернулась не вся выборка самолетов, а только те, которые выжили. Это означает, что те места, в которых естественно дырки от снарядов – их усиливать не надо. Надо усиливать те места, где нет дырок от снарядов.
Потому что те самолеты, которые не вернулись, снаряды попали не туда. Они все это сделали, усилили места. Я, конечно, утрирую, и средняя жизнь экипажей выросла до 7 полетов. Так же все эти образовательные семинары, образование – все учатся на историях гуру всяких, инвесторов всяких, компаний, но это неправильно, потому что нет никакой гарантии, что они просто не оказались в правильное время в правильном месте. Нужно изучать ошибки, нужно изучать историю компаний, которые обанкротились, нужно изучать историю инвесторов, которые обанкротились, и сделать себе просто список, чего делать нельзя. А люди об это даже не задумываются. Они прочитают книжку Баффета – О! я буду следовать этой стратегии. На семинаре я расскажу и покажу на график: Баффет просто оказался в правильном месте в правильное время.
Гулько: Смотрите, конкретный вопрос. Предположим, у меня есть лишняя квартира, я ее продал – получил несколько миллионов или несколько десятков миллионов, смотря, где у меня находится квартира. Что вы бы с ними сделали сейчас в нужное время в нужном месте, с этими миллионами?
Демура: Ближайшую неделю, две подержал в банке, а потом посмотрел, что будет дальше.
Гулько: В банке, в чём? В рублях? В какой валюте?
Демура: В долларах. Еще важен срок, на который вы собираетесь их заморозить, и сделать инвестицию. Если, скажем, срок год-полтора – на мой взгляд, кроме долларов ничего нет. И кроме золота ничего нет.