FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную на сайте "rusnation.org".
Когда мировые цены на нефть растут, путинские нефтегазовые чекисты объясняют удорожание бензина рыночными факторами. Якобы, в силу роста цен на сырье происходит увеличение производственных и транспортных издержек, что выливается в рост цен на ГСМ для населения и промышленных предприятий. С первого взгляда логика в этих рассуждениях имеется, и придраться не к чему – под такие объяснения цены на бензин в стране выросли за период 2000-2008 годов практически в три раза.
Однако когда в 2008-2009 годов произошло сдувание пузырей на товарно-сырьевых рынках и цены на нефть упали за полгода в разы, цены на бензин каким-то удивительным образом не только не снизились, но даже продолжили свое восхождение к новым вершинам. Нефтегазовые чекисты принялись врать публике, что это также проявление механизма рыночного ценообразования. Якобы спрос на топливные ресурсы вырос, цены на газ, воду, отопление помещений, грузовые перевозки выросли, что и спровоцировало рост цен на бензин и прочие нефтепродукты.
На самом деле ситуация гораздо прозаичней: столкнувшись с многократным падением цен на сырьевые товары и экспортных доходов, а также обвальным падением рентабельности торговли нефтепродуктами на рынках экономически развитых стран, путинское окружение решило компенсировать свои убытки за счет местной промышленности и тощих карманов обитателей РФ.
За период с первого полугодия 2012 года по январь-июнь текущего года средние цены на российскую нефтяную смесь Urals не только не выросли, но даже умудрились снизиться на 5,8%. Что нисколько не помешало розничным ценам на автомобильный бензин вырасти на 8,1%, а дизельному топливу подорожать на 12,3%. По состоянию на конец июля 2013 года средние цены на автомобильный бензин в РФ составили 29,25 рубля за литр, а на дизельное топливо 30,97 рублей.
Иначе говоря, по отношению к себестоимости производства и ценам на нефтяное сырье отпускные цены на бензин в первом полугодии 2013 года выросли аж на 13,9%, а дизельное топливо, на котором держится практически все российское сельское хозяйство и АПК, подскочило в цене на 18,1% в годовом выражении. Если бы в РФ действительно работали механизмы рыночного ценообразования, цены на ГСМ должны были бы либо остаться на уровне прошлого года, а то и вовсе сократиться на 2%-3%. Однако они продолжают расти.
Основной вклад в удорожание ГСМ вносят производители нефтепродуктов. По итогам первого полугодия 2013 года отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов на бензин выросли на 15,5%, а на дизельное топливо на 7,2%. При этом большинство россиянских нефтегазовых компаний даже в период весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры предпочитали не вкладывать средства в модернизацию производства и техническое перевооружение мощностей. В результате чего на нефтеперерабатывающих предприятиях наблюдается крайне высокая степень морального и физического износа основных фондов – по официальным данным Росстата она достигает 55%, а по экспертным оценкам уже давно превысила отметку в 75%, вплотную приблизившись к критическому порогу.
Однако основной причиной роста цен на топливо является само государство РФ. Или, точнее сказать, проводимая “кремлевскими” налоговая политика. В структуре розничной цены на бензин как минимум 55% приходится на разного рода платежи в бюджетную систему. Приблизительно 15,2% приходится на НДС, 16% – на акцизы, 17% – на НДПИ, 6,5% – налог на прибыль, фонд оплаты труда, имущество и т.д. На долю нефтетрейдеров приходится не более 45% той цены, которую платят граждане и производственные предприятия на АЗС и нефтебазах. Так что при желании власти РФ легко могли бы снизить цены на автомобильный бензин, дизтопливо и прочие нефтепродукты как минимум в два раза. Если, конечно, ставили бы национальные интересы России и отечественной промышленности выше интересов своих старших западных партнеров.