По офисам  По итогам  По назначениям  По рейтингам  По фальши  Пресс-релизы  Все новости  Поиск новости
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
17.05.13/04:57
Не повезло с экипажем
FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную директором департамента стратегического анализа компании ФБК Игорем Николаевым на сайте "Газета.Ру".

Если правильные решения не принять вовремя, то проблема может стать неразрешимой. Такой поворотный момент для российской экономики властями, похоже, уже пропущен. Самолёт не поднялся в воздух и катится за пределы взлётно-посадочной полосы.

Так бывает: в определенный момент становится понятным, что избежать того или иного развития событий уже невозможно. Это как при взлёте самолёта, когда есть определенная точка – время принятия решения, после которой если решение на взлёт принято не было, то все, самолёт выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы и ничем хорошим это не закончится. Так и в экономике. Если правильные решения не были приняты вовремя, то всё, "поздно пить "Боржоми"…".

Как раз в настоящее время экономика России переживает такой момент, что, вообще-то, надо готовиться к худшему. А ведь пока властям кажется, что всё, в принципе, неплохо, что запас прочности у российской экономики достаточный. Ну да, есть отдельные не очень хорошие симптомы, но не более того. Но мы ведь что-нибудь придумаем. Ведь не может же быть, что нельзя ничего придумать?

Чтобы предотвратить явное сползание в экономический кризис, которое мы сегодня наблюдаем, требуется, безусловно, определить правильные решения. Но проблема в том, что даже это не гарантирует эффективного антикризисного противодействия. Надо ещё, чтоб эти правильные, по существу, решения были реализуемы.

Давайте именно с этих позиций проанализируем, возможны ли у нас сегодня эти самые правильные и реализуемые решения. Вообще, честно говоря, определить правильно то, что надо делать, чтобы не скатиться в кризис, легко. Да-да, это совсем просто. Вот проще простого, и всё тут. Поэтому всегда интересно наблюдать, как власти пытаются определиться с антикризисными действиями. Почему легко и просто? Потому что сам бизнес дает необходимые подсказки властям.

К примеру, Росстат проводит ежемесячные опросы бизнеса на предмет того, чтобы определить факторы, в наибольшей степени тормозящие деловую активность (там всего-то девять факторов). Все последние месяцы среди наиболее значимых факторов бизнес называет: недостаточный внутренний спрос, высокую налоговую нагрузку, неопределенность экономической ситуации.

Ну вот, казалось бы, значит и надо решать именно эти проблемы, чтобы поддержать деловую активность. А как ещё? И что ещё? Вам же, господа чиновники, ответственные за экономику, сам бизнес говорит, какие проблемы надо решать. Почему не решаете?

Кстати, замечу, что бизнес не говорит, что его уж очень сильно волнует высокий процент коммерческого кредита. Да, этот фактор тоже называется, но отнюдь не среди наиболее значимых.

У нас же, если послушать чиновников и не только, чуть ли не все беды от высокого процента по коммерческим кредитам. Президент опять же во время "прямой линии" с народом об этом говорил. Да не волнует эта проблема сильно бизнес. Не волнует, и бизнес сам в этом честно признается.

Хотя и не верится, что власти правильно определят то, что необходимо делать, все-таки допустим это. Вдруг чудо свершится, и обратят внимание на проблемы, которые им называет бизнес. К примеру, бизнес говорит о высоком налогообложении. Власти услышали, но принять решение о снижении налогов они, увы, не смогут. Вот в чём проблема.

Это как раз тот случай, когда мало согласиться с правильностью того или иного решения. Ведь что получилось с теми же налогами? Их в России стали повышать в самый неподходящий момент, когда экономика скатывается в рецессию. А повышать налоги стали потому, что власти на волне популизма борьбы с первой волной кризиса в 2008-2009 годах и выборов 2011-2012 годов набрали огромный объем бюджетных обязательств неснижаемого характера (социалка и оборона прежде всего). Эти обязательства, понятное дело, надо выполнять. Вы же не скажете, к примеру, тем же военным, что, мол, погорячились, пообещав им многие триллионы рублей до 2020 года, не учли, что кризис снова придет.

А тут ещё так некстати цены на нефть стали падать. В общем, налоги снижать никак не получается. Значит, один из важнейших механизмов противодействия кризису задействовать не сможем из-за популизма и безответственности решений прошлых лет.

Ладно, не получается с налогами – может, удастся внутренний спрос увеличить? Бизнес о необходимости этого также однозначно говорит. Что наилучшим образом может простимулировать внутренний инвестиционный спрос? Вложения в инфраструктуру, транспортную инфраструктуру в особенности. Ну, вот же, кто-то облегченно вздохнёт, ведь об этом-то власти точно говорят. Говорят…

Только инвестиции в ту же транспортную инфраструктуру у нас или используются крайне неэффективно, или попросту разворовываются. А губернаторы, если ещё раз вспомнить упомянутую "прямую линию", постоянно просят президента направить "дорожные" деньги на другие цели, так как не могут их освоить по назначению.

Вы верите, что произойдет чудо и всё резко поменяется в лучшую сторону? Я не верю, раньше надо было менять, и времени для этого было достаточно. Получается, что и по этому направлению нормальной антикризисной работы не получится.

Может быть, властям удастся как-то снять остроту проблемы неопределенности экономической ситуации? Боюсь, что своими действиями и оценками они эту неопределенность сегодня только повышают. К примеру, после известного экономического совещания в Сочи у президента в середине апреля текущего года министры экономического блока честно признались, что они не очень-то понимают, что происходит: "сложный феномен" – так было охарактеризовано сползание в кризис. Это об оценках.

Теперь о действиях. Тоже яркий пример: как правительство и президент пытаются найти решения по пенсионной реформе. Такие действия только увеличивают экономическую неопределенность, потому что важнейшие вопросы по будущему накопительной компоненты по пенсионной формуле "зависли" на долгие месяцы.

А достоверность экономических правительственных прогнозов? Тут и говорить нечего. Поэтому, возможно, и хотели бы власти внести свой вклад в снижение неопределенности в экономике, но не могут. Они эту неопределенность сегодня только повышают.

В итоге вырисовывается такая ситуация. Даже если власти правильно определятся с наиболее эффективными направлениями антикризисной политики, что уже крайне маловероятно, они не смогут их реализовать. Не смогут, потому что есть бремя, есть ограничения ранее принятых неверных решений и действий (бездействия).

Власти же какое-то время, конечно, потешат себя иллюзией, что Россия готова лучше, про запас прочности у российской экономики снова вспомнят. Потом начнутся судорожные действия на фоне растерянности от того, что всё это "вдруг" происходит. Будут клеймить еврозону и ещё кого-нибудь. Но все это будет потом, а пока – скатывание в кювет кризиса.

Бизнесу в такой ситуации надо закладываться на худший вариант развития событий. Как сказал американский поэт XIX века Джеймс Лоуэлл: "Спорить с неизбежностью бесполезно. Единственный аргумент против холодного ветра – теплое пальто".

Точка принятия решения для нашего самолета, увы, пройдена. Человеческий фактор, понимаете ли, не повезло пассажирам с экипажем.

Источник:  Игорь Николаев

Перейти на страницу:
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика