FinNews.ru расшифровал речь с Степана Геннадьевича Демуры в передаче "Валютные войны со Степаном Демурой" на радиостанции Finam.FM.
Что же всё-таки происходит с Кипром? На мой взгляд, в Кипре не идёт конфискация наворованного, не воруют ворованное, как изъяснился наш "любимый" премьер-министр. Как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Есть такая русская пословица. На самом деле там идёт обычное банкротство банков. Такие банкротства случаются каждый день. Такие банкротства случались в 1929 году в США и Европе. Такие банкротства случались в 1998 году и 2008 году в России.
Что происходит? У вас есть вклады, которые застрахованы. В данном случае 100 тыс евро. Эти вклады остаются целыми. Потому что они застрахованы. И через какое-то время, если банк банкротится, страховое агентство выплачивает вам вклад. Вклады, которые превышают 100 тыс евро, стоят в очереди на то, что осталось от банка. Если ничего не осталось – они ничего не получают. Если что-то осталось – такие вкладчики получают пропорционально размеру вклада. Поэтому, какие будут потери (30%, 40%, 90%) – сейчас об этом говорить рано. Но это обычная процедура банкротства банка или банковской системы. Потому что все привыкли к тому, что банки не банкротятся, а просто плохой банк передаётся в управление хорошему банку. Подключается агентство по страхованию вкладов. И налогоплательщики несут на себе всё бремя ответственности и спасения таких банков.
Поскольку у Кипра нет печатного станка евро, и поскольку казна пуста, в данном случае помогать некому, и банки просто банкротятся. Ничего странного и сверхъестественного не происходит. И почему-то всё это раздувается до каких-то гигантских пропорций, но и СМИ, и чиновники, и аналитики почему-то очень сильно боятся произнести одно простое слово – дефолт. Кипрская банковская система входит в дефолт, а ни в какую реструктуризацию, и не в помощь Кипру.
Страшное в этом следующее – в принципе, такое банкротство ожидает и банковскую систему Европы в целом, и отдельных стран: Испания, Италия, Франция. Они все пойдут по тому же пути. Потому что будут банкротить банки. Банки – банкроты. Надо это чётко понимать. В том числе американские банки. Никакого секрета в этом нет. Почему-то люди просто отказываются себе в этом давать отчёт. Как говорится, надежда умирает последней.
Что хотелось бы отметить по поводу всей этой Кипрской истории – даже создан не прецедент, а впервые в современной истории банковскую систему страны банкрота пустили по пути дефолта и банкротства. В связи с этим хочется отметить реакцию золота. Золото пока что падает, и, я полагаю, оно ещё какое-то время будет падать. Но потом пойдёт в рост. Вопрос в том, что пойдёт в рост – бумажный рынок золота или физический рынок золота. Я склоняюсь к мысли, что в рост пойдёт именно физический рынок золота. И мы, на мой взгляд, стоим на пороге разделения динамики физического и бумажного рынка золота. Об этом давно говорилось, но сейчас мы всё ближе и ближе подходим к этой точке.
Почему я так говорю? Потому что можно взять хотя бы информацию о том, что с 1 апреля замечательный голландский банк ABN Amro перестаёт выдавать физическое золото держателям вкладов физического золота, а выдаёт всё деньгами. То есть никому не нужными бумажками. На мой взгляд, это первый звоночек. И рынки физического и бумажного золота очень скоро начнут совершенно разное плавание. Причём, рынок бумажного золота может очень-очень быстро схлопнуться. Произойдёт это в 2013 году, либо произойдёт это весной 2014 года – вопрос остаётся открытый. Но если вы хотите сохранить свой капитал, то кроме физического золота, на мой взгляд, ничего больше нет.