FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную на сайте "shipilov.com".
Для начала – один анекдот.
Приехал президент США в официальным визитом в Россию, выпили с Брежневым, закусили, пошли на лыжах в лес.
– А давай на перегонки на лыжах, – говорит президент США Брежневу.
– Говно вопрос.
Побежали, президент США прибежал первым, Брежнев вторым.
На следующий день газеты США написали: "Вчера наш президент и Брежнев бегали на перегонки. Президент прибежал первым, Брежнев вторым".
Советские газеты написали: "Вчера состоялись международные соревнования по бегу на лыжах, в которых приняли участие президент США и Леонид Ильич Брежнев. Леонид Ильич занял второе место. Президент США прибежал предпоследним".
И ведь правда – предпоследним прибежал!
Вот примерно в таком ключе сочинялись и транслировались события трех последних дней, причем самих событий не было. Просто хвост немного вилял собакой. Итак, что произошло.
Начну издалека. В прошлом году Кипр ввёл, специально под китайцев упрощённую процедуру выдачи ПМЖ за два месяца: для получения оного надо было заморозить в кипрском банке депозите до 250 000 евро. С одной стороны хорошо, деньги хлынули рекой, а с другой стороны кипрским банкирам захотелось ещё больше и они стали капать правительству на мозги: "А почему мы должны платить по этим деньгам проценты, если они кладут их не ради процентов, а ради ПМЖ. Вот пусть и получают ПМЖ, а не проценты".
Правительство, как и положено, запросило банковские власти Евросоюза о допустимости такой практики. Евросоюз вел себя уклончиво, не говоря, ни "да", ни "нет". Это завязка.
А дальше события развивались уже вот так. На очередных переговорах по выделению Кипру кредита в прошлую пятницу, произошел примерно такой диалог:
Европа:
– ОК! Дадим вам 10 миллиардов.
Кипр:
– Ни фига, у нас речь шла о 17.
– А помните вы спрашивали можно ли не платить проценты по гарантийным депозитам? Мы разрешаем. Отдайте проценты не кэшем, а акциями банков, вот вам и деньги.
– Ни фига, не хватит, китайских депозитов намного меньше, чем нужно.
– А вы со всеми депозитами так сделайте, не только с китайскими.
– Вы что с ума сошли, никто на это не пойдет.
– Ну это не вы, это ваш парламент должен решить. Езжайте к себе и обсудите.
– Да чего обсуждать, и так понятно, что никто на это не пойдет.
– А вы все же езжайте, вы обязаны донести до парламента наше предложение.
– Ну хорошо, донесем, но вы особо не рассчитывайте.
На этом и разошлись. А вот дальше начинается самое интересное. Весь день об этой инициативе Европы не было слышно. А как только рабочий день закончился и банки позакрывались, и самое главное – весь Кипр ушел на великопостные каникулы (очень точно было подгадано) небольшое количество европейских СМИ и все поголовно российские СМИ выстрелили сенсационной новостью: "Кипрский президент согласился на конфискацию части денег вкладчиков в кипрских банках".
Вместо "согласился обсудить с парламентом" – "согласился на конфискацию", а вместо "выплатить проценты по депозитам акциями банков" – "в качестве компенсации за изъятые со вкладов деньги вкладчики получат ничего не стоящие бумаги". Но ведь это мелочь, в конце концов – президент США действительно прибежал предпоследним!
Поскольку 10% жителей Кипра – русские, которые смотрят русское ТВ и читают русские сайты, то первое, что они сделали, наученные горьким опытом СССР – побежали к банкоматам. Надо заметить, что банкоматы на Кипре и банкоматы в Москве – две больших разницы. Это в московском банкомате денег лежит столько сколько всунется и утрамбуется. А на Кипре заряжают чуть-чуть и пополняют хорошо если раз в неделю.
А потому уже через час в Кипрских банкоматах денег не осталось. И больше не предвиделось, поскольку впереди – каникулы. Что дало повод российским СМИ в субботу с утра написать – "чистую правду" – киприоты не могут снять деньги со своих счетов. Правда в московских банкоматах, набитых деньгами можно было снять с кипрских карточек все и без ограничений, но зачем об этом говорить, если никто не спрашивает.
А в субботу российские СМИ так же рассказали чистую правду о том, что на счетах вкладчиков были предварительно заблокированы проценты подлежащие конфискации. Правда без упоминания – на каких именно счетах. А счета были такие. Ещё одна детективная история. Той же ночью, с пятницы на субботу пользователи пластиковых карт PaySpark, пайонер и прочих получили на SMS уведомление о блокировке 6% от суммы счета, а когда обратились за разъяснениями, то получили предельно четкий ответ (и в общем-то правдивый): Понимаете, наши счета – в банках Кипра, и есть очень небольшая вероятность (честный ответ) что Кипр заблокирует 6% от счетов, поэтому мы вынуждены….
О том, что речь шла вовсе не о блокировке сумм на счетах банков Кипра, а о частной инициативе относительно мелких, и даже не кипрских компаний, которые приняли меры (и видимо не по своей инициативе) на случай если может быть, вдруг случится маловероятный факт ввода конфискационного налога, советские СМИ не сообщали, а возможно и не знали.
Если почитать субботние статьи в советских СМИ, то вообще виден крайний разнобой информации, кто-то пишет, что российские вкладчики потеряют 1,5 млрд. евро, кто-то пишет, что 2,5, кто-то – 3,5. Кто-то пишет про "всех вкладчиков", кто-то про владельцев депозитов. Видно, что реальной информации нет ни у кого, но все публикации объединяют две общих черты.
Первая – все пишут как о свершившемся факте о принятии закона, который не только не принят, по которому не только не было голосования, а который вообще ещё не обсуждался кипрскими властями.
Вторая – все точно называют проценты "уже конфискованных" денег, 6% для вкладов до 100 000 евро и 9% для вкладов свыше 100 000 евро. Что это за цифры, откуда взялись, никто не знает. А ответ простой – это проценты по депозитам за два года. О том, что ещё не принятый и даже не обсуждённый закон говорит не о деньгах лежащих на депозитах, а всего на всего о процентах по этим депозитам, никто из журналистов просто не догадывается.
Но зато об очередях к банкоматам и толпах протестующих киприотов пишут и говорят все. К вечеру перестают писать, потому что не могут дать видеоряда. Работающие на Кипре съемочные группы не могут найти ни очередей у банкоматов, ни толп протестующих. А потому видеоряд весь день состоит из кипрских пейзажей и выходящих из автомобилей политиков. К вечеру, впрочем, появляются три подтверждающих ролика, которые будут крутиться по ТВ три дня подряд.
На одном восемь сгрудившихся в поле зрения камеры человек изображают из себя толпу, скандируя ОХИ! (по-гречески – нет) и тыкая в камеру ладошками на который почему-то написано NO по-английски.
На другом – корреспондент показывает кучку шерсти, лежащую на асфальте и сообщает, что эту кучу здесь оставила в знак протеста (дескать мы не овцы, чтобы нас стричь) огромная толпа протестующих, которая вот только что разошлась. Почему не сняли саму толпу – умалчивает.
На третьем чуть не плачущий киприот сообщает, что он получил от государства кредит в 12 500 евро на учёбу дочери и теперь то же государство отнимает у него часть этого кредита. Меж тем уже в субботу утром было заявление правительства, что как бы ни была ничтожна вероятность принятия этого закона, он в случае принятия, не коснется вкладов менее 20 000 евро, а также "целевых" денег, т.е. полученных кредитов, пособий, денег на оплату жилья и пр. Об этом трубило местное радио, об этом писали газеты, и, в общем-то во многом благодаря этому нашим съемочным группам не удалось найти протестующих киприотов. Видимо, мужика, прежде чем выпустить в эфир, сутки держали в изоляции.
Меж тем информация о реальном положении дел потихоньку начала просачиваться через фейсбуки-форумы в обход советских СМИ, и уже в воскресенье – тон поменялся. Продолжая делать вид, что закон уже принят, они параллельно и стеснительно стали сообщать о том, что оказывается, для принятия этого закона правящей коалиции не хватает всего одного голоса.
Каким образом они это узнали, если никакого голосования не было вовсе, оставалось загадкой недолго. По 1 каналу рассказали, что у правящей коалиции в парламенте ровно на один голос меньше чем у оппозиции, а значит все зависит от голоса одного зеленого депутата, который ни принадлежит ни к тем не другим.
Обратите внимание – соотношение голосов в парламенте, обозначенное советскими СМИ – чистая правда. Ну а то, что они не сообщили, что еще накануне, обе коалиции и правительственная и оппозиционная собрав прессу заявили, что никогда не примут этого закона – об этом можно было и не сообщать, ведь никто не спрашивал.
Зато сообщили, что голосование перенесено на понедельник. И ведь правда – перенесено. Но не "голосование", а "обсуждение", потому что голосовать никто не собирался, а вот что делать, в условиях, когда доверие к банковской системе под прессингом советских СМИ рухнуло – это действительно стоило обсудить.
В итоге этого обсуждения родился новый вариант закона, по которому депутаты уже были готовы проголосовать. Суть нового законопроекта такая. Европе сказали примерно следующее: "Раз вы нас поставили в дурацкие условия, мы выполним то, что вы хотите. Мы залезем в банковские счета кипрских банков. Не в проценты по депозитам, как планировалось, а именно в счета. Но это будут не счета физиков, которые не при чём, а ваши, корпоративные счета, которые ваши дочки и аффилаты держат в наших банках. И это будут не депозитовские проценты, а 10-12, а для офшорных счетов – все 18, мы это ещё обсудим. Мы понимаем, что таким шагом обрушим всю мировую экономику и ликвидируем Еврозону. Но зато Кипру будет очень хорошо. На офшорных счетах денег куда как поболе, чем на частных депозитах. Теперь слово за вами, решайте. Ну что, будем принимать такой закон?"
И тут вдруг оказалось, что все, кто хотел чтобы Кипр ограбил своих вкладчиков, резко расхотели. Кипрская тема мгновенно исчезла из советских СМИ. Сначала Путин, а потом Медведев, которые до этого требовали прикрытия налоговой гавани на Кипре, резко высказались против принятия закона и даже чем-то пригрозили Кипру.
Евроньюс поутру тихо сообщило, что понятно было, что такой дурацкий закон никогда не будет принят и даже президент Кипра об этом говорил, удивительно как мы его раньше не слышали.
Но дело сделано. Доверие к банковской системе подорвано. В первую очередь – к кипрской, но рикошетом, ко всем остальным.
Кипр может отомстить, нажав свою ядерную кнопку – принять закон. Тогда мир получит ещё один кризис, уже не игрушечный, примерно такой, какой был в 30 годах прошлого века. При этом Кипру будет относительно хорошо, конфискованных денег хватит с избытком.
А если не нажмёт, то Европа устоит, но плохо будет Кипру – бегство капиталов из банков – неизбежно.
Есть альтернативные варианты. Ходят слухи что в Никосии уже второй день мелькают узнаваемые физии из "Газпрома", дескать, мы урегулируем все ваши вопросы с Европой, а вы нам – доступ к вашему газу. Кто знает, может эта истерия в советских СМИ случилась неспроста? Короче, теперь уже есть, что обсудить.
Начиная от теории заговора "Кто устроил эту спецоперацию?", и кончая прогнозами, что будет, если Кипр нажмёт свою ядерную кнопку. Или не нажмёт. И стоит ли выгребать бабло из советских банков, если нажмёт. Голосование назначено через час. Не факт, что состоится, но – кто знает.