В конце 2010 года несколько высших чиновников ЦБ РФ друг за другом озвучивали свои прогнозы по росту кредитного портфеля российских банков в 2011 году на 20–25%. В конце 2009 года ЦБ тоже прогнозировал рост на те же 20-25%. По факту в 2010 году рост кредитного портфеля произошёл примерно на 15%. И вот ЦБ снова наступает на те же грабли, давая несбыточные прогнозы. Почему прогнозы регулятора опять не сбудутся? На это есть несколько причин.
Рост налогов лучше всяких слов говорят об истинных намерениях российских президента и премьера
Министр финансов РФ Алексей Кудрин в ноябре прошлого года заявил, что повышение налогов в России с 2011 года составит 2% ВВП. Основная часть этого повышения приходится на повышение налогов на фонд оплаты труда. С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), ТОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). С 2011 года размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, - с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), - с 14% до 34% (в 2,5 раза).
Наибольший в процентном отношении рост взносов на обязательное государственное страхование будет на предприятиях, в которых высока доля оплаты труда в себестоимости производства. А это так называемые высокие переделы, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, товары и услуги с высокой долей интеллектуального труда. А наименьший рост взносов на обязательное государственное страхование произойдет в добыче полезных ископаемых. То есть чем больше число переделов и чем больше добавленная стоимость – тем больше в нынешнем году будет налоговая нагрузка. А значит, тем меньше будет у таких предприятий прибыль и возможностей для развития.
Налицо противоречие между тем, что государство в лице чиновников всех рангов (начиная с президента РФ Дмитрия Медведева) говорит, и тем, что государство делает. На словах Дмитрий Медведев и все остальные чиновники ратуют за модернизацию и за развитие малого и среднего бизнеса. А на деле они же делают всё, чтобы законсервировать технологическую отсталость России, сохранить примитивную сырьевую экономику, убить малый и средний бизнес, убить инновационный бизнес, убить интеллектуальный бизнес. Из этого можно сделать вполне логичный вывод – всё, что написал Дмитрий Медведев в своей статье "Россия, вперёд!", всё, что он говорил в последнее время про модернизацию и инновации – ДЕМАГОГИЯ и ЛОЖЬ. Реальные дела убедительно говорят, что ни он, ни правительство Владимира Путина не заинтересовано в создании новой, сильной и процветающей России.
И ещё. Вице-премьер РФ Александр Жуков как-то сказал, что "у нас значительно ниже страховые взносы с заработной платы по сравнению с другими странами". Чтобы понять, так ли это, посмотрим график
"Ставок обязательных взносов на пенсионное обеспечение в некоторых странах". Комментарии, как говорится, излишни.
Спрос на кредиты со стороны физических и юридических лиц уменьшится
Как это скажется на росте кредитования? Прямо и непосредственно. Угнетающе скажется. Потому что у предприятий возрастут издержки. Они постараются переложить эти издержки на потребителей. То есть на нас с вами. Если это получится – то упадёт покупательная способность населения. Но это получится не в полной мере. Ведь выросли налоги на фонд оплаты труда. Естественная реакция предприятий – сократить фонд оплаты труда. Либо за счёт сокращения зарплаты, либо за счёт сокращения персонала, либо за счёт увода зарплаты в тень. А, скорее всего, будут применяться все эти меры одновременно – то есть вырастет безработица, уменьшатся зарплаты, и особенно сильно уменьшатся так называемые "белые" зарплаты. То есть первый итог роста налогов – уменьшение покупательной способности населения. Следовательно, рост спроса со стороны населения на товары и услуги замедлится, а возможно, даже начнёт сокращаться. Напомню, что доля конечного спроса населения в ВВП в России в 2008 году составляла 48%.
Полностью перенести возросшие за счёт роста налогов издержки на потребителей у предприятий не получится из-за уменьшения спроса. Значит, частично рост расходов на налоги будет покрываться из чистой прибыли. А это значит, что уменьшатся валовые накопления, доля которых в ВВП в том же 2008 году составляла 25%. На слабый рост инвестиций, как на сдерживающий фактор для роста ВВП говорят уже многие экономисты, в частности, главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова (смотри статью
"Нас ждёт слабый рост на годы вперёд – Наталья Орлова"). И в это самое время, вместо стимулирования инвестиций, российские чиновники, наоборот, их всячески душат. И при этом они рассчитывают на значительный рост ВВП (прогноз Минэкономразвития на 2011 год – 3,4%, председатель ЦБ Сергей Игнатьев надеется на рост в 5%)? Глупцы.
Итак, падение покупательной способности население приведёт к падению спроса на потребительские кредиты всех видов (особенно долгосрочных, таких как ипотечные и автокредиты). Возможно, некоторая часть населения попробует компенсировать падение своей покупательной способности за счёт краткосрочных потребительских кредитов. Но тут всплывает ещё одно следствие роста налогов на фонд оплаты труда. Выше я уже писал, что следствием этого роста станет уменьшение "белой" зарплаты. Это приведёт к ухудшению формальных показателей платежеспособности таких заёмщиков в глазах банков. Количество потенциальных заёмщиков, которым российские банки могут выдать кредиты – уменьшится. То есть уменьшится не только спрос на кредиты со стороны физических лиц. Уменьшится и предложение кредитов физическим лицам.
Аналогичная ситуация произойдёт и с юридическими лицами. Уменьшение спроса со стороны физических лиц приведёт к сворачиванию инвестиционных проектов. То есть и со стороны юридических лиц уменьшится спрос на кредиты. А уменьшение прибыли юридических лиц (причины указаны выше) приведёт к ухудшению формальных показателей платежеспособности таких заёмщиков в глазах банков. Количество потенциальных заёмщиков, которым российские банки могут выдать кредиты – уменьшится. То есть уменьшится не только спрос на кредиты со стороны юридических лиц, уменьшится и предложение кредитов юридическим лицам.
Монетарные методы борьбы с инфляцией могут вызвать новый экономический кризис в России
И вот на фоне такого весьма вероятного сжатия спроса на кредиты и сжатия предложения кредитов российскими банками российский ЦБ говорит о планах увеличения ставки рефинансирования. И председатель ЦБ Сергей Игнатьев, и первый заместитель председателя
Алексей Валентинович Улюкаев указывали в конце прошлого года на высокую вероятность ужесточения денежно-кредитной политики в ближайшее время. Аналитики ожидают роста ставок в течение 2011 года на 1% годовых (в настоящее время ставка рефинансирования составляет 7,75%). В ЦБ объясняют свои планы усилением инфляционных ожиданий.
Однако попытки ЦБ подавить инфляцию с помощью монетарных мер выглядят, как минимум, как очень наивные (смотри статью
"В российском ЦБ работают вредители или неучи?"). Инфляция в России в значительной мере состоит из инфляции издержек, которую, в свою очередь, генерируют рост тарифов естественных монополий. По грузовым железнодорожным перевозкам повышение тарифов в 2011 году составит 8%, а для населения – 10%. Рост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения запланирован на уровне 10%. Тарифы на газ для населения и промышленных потребителей вырастут на 15%. Как в этих условиях можно ограничить инфляцию однозначным числом (прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год – 6-7%)? Требовать этого могут лишь люди, вообще ничего не понимающие в экономике. То есть как раз российские чиновники из федерального правительства.
Есть еще фактор, перед которыми российский ЦБ бессилен – мировой рост цен на продовольствие. Неблагоприятные погодные условия в 2010 году сложились не только в России. Это привело к уменьшению урожая многих культур. Естественно, когда уменьшается предложение при постоянном спросе – растут цены. С этим невозможно бороться, повышая ставки. Это просто глупо.
По словам независимого аналитика
Степана Геннадьевича Демуры, в России замедляется скорость обращения денег. В условиях растущих тарифов естественных монополий и объективно растущих цен на продовольствие повышать ставку рефинансирования при замедляющейся скорости обращения денег означает обрекать страну на рецессию. А, может быть, и на депрессию. Это как повезёт. Этого не понимают аналитики. Этого не понимают в ЦБ. И те, и другие, почему-то, рассчитывают на рост кредитного портфеля банков.
Всё вышеизложенное до сих пор никак не принимало во внимание ситуацию на внешних рынках. А ведь там тоже всё не очень хорошо. Постепенно растут риски второй волны кризиса (смотри статью
"Уж полночь близится, а Германа всё нет – Степан Демура. Часть I" и
"Уж полночь близится, а Германа всё нет – Степан Демура. Часть II"). Вторая волна только ухудшит ситуацию со спросом на кредиты и с предложением кредитов. Так что даже результаты прошедшего года по росту кредитных портфелей российских банков (примерно 15%) могут оказаться несбыточной мечтой. А что касается роста налогов на фонд оплаты труда, то государство не получит тех денег, на которые рассчитывает. И уже во второй половине 2011 года будет вынуждено отказаться от своих планов.
Вместо увеличения налогов государство должно прекратить воровство бюджетных денег
Кстати, миноритарный акционер государственной компании "Транснефть" Алексей АН опубликовал документы официального отчёта компании в Счётную палату, согласно которым получается, что при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) было украдено как минимум 4 млрд долларов. Отчёт был подготовлен ещё в 2008 году, однако почему-то до сих пор никто не понёс наказание за воровство государственных, то есть наших с вами, денег. Почему?
Может, государству стоит лучше следить за своими расходами, тогда и налоги увеличивать не придётся? А если нынешние чиновники не могут справиться с казнокрадством, то, может, стоит их заменить? Кого-то, может, придётся посадить за пособничество казнокрадству. Я не вижу в этом ничего страшного. Я, например, не слышал, чтобы в 1937 году советские чиновники что-то украли у своего народа. А почему в 2007 году это стало возможным? Может, при строительстве "вертикали власти" были допущены конструктивные ошибки? Не пора ли их исправить?
К слову, увеличение налогов на 2% от ВВП – это примерно 850 млрд рублей. А воровство 4 млрд долларов при строительстве ВСТО – это примерно 120 млрд рублей. Вот, одну седьмую от необходимого мы уже и нашли. А если прекратить безумное воровство при строительстве российских дорог (наши дороги в разы, а иногда и в десятки раз дороже дорог, построенных в аналогичных климатических условиях), то я не исключаю, что мы найдём всю необходимую сумму. Таким образом, конфискация всего награбленного у народа имущества может полностью решить проблему дефицита бюджета.