В декабре состоялось очередное заседание консультационного совета акционеров ВТБ (КСА). Как было написано в пресс-релизе по этому поводу: "Особое внимание на заседании было уделено вопросам взаимодействия банка с миноритарными акционерами". Президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин отметил, что "принципы открытости всегда являются для банка ВТБ незыблемыми. ВТБ неукоснительно соблюдает положения законодательства об акционерных обществах, всегда предоставляя акционерам запрашиваемую информацию".
Это сообщение прямо противоположно по духу тому, о чём говорил в ноябре в Госдуме первый заместитель председателя правления ВТБ Василий Титов. Тогда фактически ВТБ предложил ограничить доступ к информации миноритариев публичных компаний. Обоснование? Акционеры запрашивали информацию не для того, чтобы разобраться в деятельности банка. "Эта информация использовалась в собственных целях, для пиара, для публикаций, к сожалению, не в пользу акционерному обществу", - пожаловался банкир. Вот такая вот извращённая логика. Почему-то Василию Титову не пришло в голову простая идея о том, что если его банк не будет совершать ничего предосудительного, то никаких публикаций не в пользу банка и не появится в принципе.
Но если про себя ВТБ ничего сообщать не хочет, то вот о других банк знать очень даже хочет. Недавно (по сведениям некоторых СМИ) руководство ВТБ пожаловалось аналитикам на недостаточность информации по "Банку Москвы" в открытых источниках. А кроме того, не нравится ВТБ отсутствие у "Банка Москвы" международного аудитора из числа "большой четверки", настораживает не по-рыночному низкий уровень просроченной задолженности. И вообще, не располагает ВТБ данными о реальной стоимости актива.
Жаловаться руководство начало потому, что чуть ранее ВТБ высказал заинтересованность в покупке контрольного пакета акций "Банка Москвы" вплоть до 100% участия в капитале в течение первого полугодия 2011 года. Складывается впечатление, что руководство ВТБ недовольно тем, что ему предлагают "кота в мешке". То есть на собственном опыте банк убедился, что не бывает слишком много информации, когда речь идёт о покупке акций.
Вот и получается, что сам ВТБ рассказывать о себе подробности не хочет, но требует этого от других. Налицо политика двойных стандартов. Хочется надеяться, что руководство ВТБ извлечёт необходимые уроки из данной ситуации, и больше не будет даже поднимать вопрос о внесении каких-либо ограничений в сферу собственной информационной открытости. И уж тем более не будет скрывать от действующих и потенциальных инвесторов какую-либо информацию.
Лирическое отступление от главного редактора FinNews.ru Владимира Шевченко.
Я рассматривал отчётность ВТБ по международной системе финансовой отчётности (МСФО) и должен сказать, что она не является образцом открытости (смотри статьи "Стресс-тестирование отчетности российских банков по МСФО или как скрывают банки свою просроченную задолженность" и "Информационная прозрачность российских банков будет ухудшаться. По причине ухудшение ситуации в российской экономике и в банковской отрасли"). Так что слова Андрея Костина о том, что "принципы открытости всегда являются для банка ВТБ незыблемыми", мягко говоря – литературное преувеличение.